Как у ребенка открыть цель. Как научить ребенка добиваться своих целей? Ранний старт - залог успеха

Ребенок берет пример со своих родителей. Он не всегда слушает их слова, но копирует их поведение. Показывайте пример, и если ставите цель для себя, то достигайте ее. Малыш будет понимать, что задуманное можно выполнить, важно лишь приложить усилие. Вовлекайте чадо в реализацию своих планов, объясняйте ему, что вы делаете и какую цель преследуете, что будет после исполнения.

Формировать способность достигать цели нужно в возрасте 6-7 лет. В это время в школе у человека возникают определенные обязанности, которые нужно выполнять. Умение добиваться результата поможет учиться без проблем. И важно осознавать, что после 12 лет дать навык стремления к чему-то конкретному очень сложно, формирование во взрослом возрасте требует очень больших усилий. Не упустите нужный момент.

Как формулировать цели

Достижение цели начинается с правильной формулировки. Между желанием и целью есть большая разница: я хочу учиться на пятерки или следующую четверть я закончу без единой четверки. Смысл вложен один, но звучит по-разному. И первое не предполагает каких-то конкретных действий и сроков. Важно понимать временные рамки выполнения, а так же задачи, которые нужно выполнить для реализации данного намерения.

Важно научить ребенка выбирать задачи и цели, которые являются реальными. Например, полет на Марс сегодня пока не реальная цель. И есть мероприятия, которые не по силам малышу, например, поступление в институт в 10 лет. Если ребенок будет постоянно думать о недостижимом, он никогда не будет получать результатов, а это ведет к разочарованию. Важно научиться получать результат, радоваться ему, а не просто мечтать. Конечно, не нужно лишать его всех желаний, но нереальным стоит отводить меньшее место.

Как достигнуть желаемого

Ребенок не может делать что-то одно долгое время, ему становится скучно. Поэтому достижение всегда нужно делить на этапы. Выполнение всего сразу может быть сложным, а вот частичное действие будет не таким проблемным. Вместе создайте план, в который внесите деление на части. При это необходимо дать навыки формирования приоритетов: подумайте, что нужно выполнить в первую очередь, а что можно отложить. По мере воплощение частей отмечайте, что сделано.

Создавайте вместе с малышом планы на день. Каждый вечер делайте список на завтра. Вносите в него разные дела, которые даже не требуют усилий, но будут выполнены. Это вселит в него веру, что все можно сделать. Впишите чистку зубов, поход в школу, прогулку. И добавьте то, что малышу не слишком нравится, но чтобы завершить выполнение, он это сделает. Вычеркивайте дело, когда оно завершено. За реализацию всего плана придумайте награду, она может быть символической, но поможет сформировать правильные привычки.

Когда дети устанавливают и достигают свои собственные цели, их самооценка и самовосприятие меняются, что положительно сказывается на академическом и личном будущем ребенка. Однако, для многих даже установка цели это уже почти невозможное задание. Часто это полученный навык, который требуется помощи со стороны взрослых, поддержки и мотивации. Наши 10 советов могут помочь:

Ранний старт - залог успеха

Основы структуры закладываются путем помощи подбора цели, к которой нужно стремиться. Например, если ребенок хочет новый набор Лего или игрушку, помогите ему советом: пусть копит карманные деньги, пока их не хватит на заветную покупку. Для тех, кто повзрослее и, к примеру, хочет получить хорошую оценку, помогите ему понять как «есть слона по кусочкам».

Составьте список пожеланий и идей

Чтобы убедиться, что цель ориентирована на ребенка, убедитесь, что она исходит именно от него, а не от вас. Ваши идеи тоже могут учитываться, но для того, чтобы ребенок был действительно мотивирован, цель должна исходить от него самого.

Запишите цель на бумаге

Убедитесь что цель ясна и понятна. Пусть ребенок укажет почему эта цель важна для него.

Повесьте этот лист бумаги в детской или на холодильнике, там где он будет его видеть каждый день. Если в вас есть творческая жилка, то можно сделать из этого целый проект сделай-сам: украсив рамочкой, или добавив график, который будет демонстрировать прогресс и близость к достижению цели.

Сформулируйте цели

Опишите ребенку полную картину и из каких шагов будет состоять достижение его цели. Разбиение большого отрезка на маленькие помогает детям концентрироваться и дает ощущение контроля, предсказуемости и чувство достижения по пути к конечной цели.

Заимствуйте чужой опыт и идеи

Пользуйтесь книгами, ДВД, готовыми уроками и чужим примером для лучшего понимания того, как ставить и достигать цель.

Преодолевайте препятствия

Будьте готовы к преградам по пути к цели и держите наготове стратегию их преодолевания. Предупредите ребенка о этом, постарайтесь объяснить, что такие ситуации позволяет им улучшить навыки решения задач и стать лучше.

Установите дату достижения задуманного

Временные рамки позволяют ребенку держать себя в тонусе и чувствовать срочность ситуации.

Следите за прогрессом

Отмечайте достижения очередных маленьких целей медалями, наклейками, записями на листке с записанной целью. Это повысит степень мотивированности ребенка.

Если необходимо, откорректируйте временные рамки

Напомните ребенку, что иногда возникают непредвиденные обстоятельства, которые будут мешать достижению цели с установленный срок.

Поддержка и мотивация

Интересуйтесь его целью, настроем, возникшими проблемами. Старайтесь максимально поддержать своего ребенка в процессе продвижения к конечной цели.

И, самое главное, подавайте положительный пример. Говорите с чадом о своих собственных целях и как вы их добиваетесь, преодолевая препятствия.

Подростковая пора - это ярко, шумно, необычно. Вспомните себя в этом возрасте: разве вам было до таких важных вещей, как «цели, планы, будущее»? Вряд ли. Так как же быть - постоянно направлять или отпустить его в свободное плавание? Выбрали несколько советов из книги «Чего ты по-настоящему хочешь» , которые стоит дать почитать ребенку.

Что такое цель

Ты наверняка знаешь, что такое мечта. Это что-то невероятное, воздушное. То, что всё время маячит у тебя перед глазами. Подумай, о чём ты мечтаешь? Может, ты хочешь научиться играть на гитаре? Выиграть соревнования? Стать музыкантом, купить новый велосипед или поехать в крутой танцевальный лагерь?


Пока желания живут в твоей в голове, им вряд ли суждено исполниться. Чтобы чего-то достичь, нужно поставить цель. Достичь цели может каждый.

Цели определяют успех. Достичь успеха по случайности - большая редкость. Часто это результат чёткого планирования, осознания желаний и усердная работа по их достижению. Не веришь? Спроси у сверстника или взрослого, который вызывает твоё восхищение. Наверняка он поведает историю о том, как сначала поставил цель, а затем - шёл по направлению к ней.


Взгляд в будущее.

Цели помогают представить себя в будущем. А от этого во многом зависит успех. И если тебе кажется, что планировать что-то нужно только в начале - недели, месяца, года, - это не так.

Лучшее время начать - сегодня. Сделай это сейчас, и ты станешь ближе к цели.

Цели есть не у всех . Раз цели такие могущественные, значит, их должен ставить каждый? Нет. Оказывается, что свою жизнь планируют только три человека из ста. А тех, кто записывает свои желания, ещё меньше. Парадокс: ведь достичь успеха может любой. И кое-что ты можешь сделать уже сейчас:

  • подумай, чем хочешь заниматься или достичь;
  • запиши на листе бумаги;
  • повесь лист на видное место.

8 причин ставить цели

Причина № 1. Цели разрушают зону комфорта

Когда ты идёшь к цели, тебе приходится делать что-то непривычное: разговаривать с людьми, ходить на собеседования или советоваться со взрослыми. Но именно этот выход из зоны комфорта и есть рост над собой. Это похоже на риск - небольшой, но важный. А рисковать иногда просто необходимо.


Причина № 2. Ты становишься уверенней в себе

Достигая цели, ты показываешь всем, что можешь достичь большего. Ты готов свернуть горы. Присмотрись к успешным людям - друзьям, членами семьи, бизнесменами, учителями, спортсменами - и ты увидишь, что они довольны собой и всегда стремятся к большему.

Причина № 3. Планирование придаёт жизни смысл

Цели задают тебе направление. Стремясь к цели, ты меньше времени тратишь впустую, реже скучаешь и тревожишься.

Причина № 4. Ты учишься рассчитывать на себя

Не стоит позволять другим принимать решения за тебя. Как только ты решаешь добиться цели, то берёшь на себя ответственность. Неважно, сколько тебе лет: ты уже независимый человек с планами, которые ты ставишь самостоятельно. Постепенно эту перемену заметят другие люди и станут больше тебя уважать.



Причина № 5. Ты легко принимаешь верные решения

Идти в толпе, делать то, что хотят другие, постоянно слушать мнения других - это легко. Когда же у тебя в голове чёткая цель, ты сам знаешь, что нужно делать.

Причина № 6. Достигая целей, ты незаметно меняешь мир

Результаты твоего труда делают лучше мир, твою жизнь и жизни окружающих людей.

Причина № 7. Ты учишься преодолевать дурные привычки

Есть ли у тебя привычки, которые не нравятся? Например, ты постоянно просыпаешь первый урок, опаздываешь на полчаса, нервно кусаешь губы. Цель поможет тебе избавиться от этих недостатков. Как? Она вдохновляет тебя быть лучше.


Причина № 8. Ты сможешь стать тем, кем ты хочешь

Мечтать можно обо всём на свете. Но если не начать действовать, то как же прийти к нужной точке? По сути цель - это карта, где заранее продуманы шаги и намечены результаты. Когда ты формулируешь цель, то разбиваешь сложнейшую миссию на небольшие задачки, с которым легче справиться.

Теперь ты многое знаешь о целях. Самое время - завести Дневник целей. Возьми чистую тетрадь или блокнот. Возможно, у тебя возник вопрос: «А зачем мне нужен Дневник целей?». Отвечаем: когда мы пишем, мысли и цели проясняются. Дневник помогает лучше узнать себя. Необязательно писать в тетради: можно использовать телефон, планшет или компьютер.



В Дневнике целей должно быть два раздела. Первый - «Список целей», где ты можешь перечислить все свои мечты. Второй раздел - «Мысли и заметки».

Второй раздел Дневника назови «Мысли и заметки».

Например: почему цель важна для тебя? Как ты чувствовал себя до того, как взялся за дело, и после? Возникли ли у тебя проблемы и как можно их решить? О чем ты не хотел бы никому рассказывать? Все, что приходит тебе на ум.

Чувствуй себя свободно: зачеркивай и исправляй, рисуй, выражай свои мысли как угодно - в общем, делать все, к чему у тебя лежит душа. Вот несколько советов, как извлечь максимум пользы от ведения Дневника.

  • Указывай дату записи. Дата даст тебе точку отсчета, и ты сможешь отслеживать прогресс. Оглянувшись на события, происходившие четыре недели или четыре года назад, ты удивишься, сколько всего успел сделать.
  • Пиши чаще. Можешь писать раз в неделю, раз в несколько дней или каждый день. Чем чаще ты будешь писать в Дневник целей, тем больше он тебе даст.
  • Заведи отдельный раздел для идей. Записывай все, о чем хочешь узнать, вопросы, которые хочешь задать кому-нибудь, дела, которыми хотел бы заняться.



  • Перечитывай свои записи каждые несколько недель. Ты совсем иначе посмотришь на вещи, которые занимали тебя некоторое время назад. А твои прошлые идеи помогут тебе справиться с проблемами, которые возникают в настоящем.
  • Ищи творческий подход. Пусть Дневник отражает твою личность. Добавь туда фотографии, рисунки, цитаты и все, что имеет для тебя значение. Если ты не уверен, что Дневник будет тебе полезен, все равно попробуй вести его хотя бы несколько недель. Может, ты обнаружишь, что рисунки, записи и прочие каракули - не плохой способ прийти к нужным мыслям.

Навыки правильного целеполагания становятся все более востребованными. О том, как помочь ребенку овладеть ими, рассказывает детский коуч Марина Ким.

Взрослых приучили к тому, что нельзя работать без четко сформулированных целей. Критерии их выполнения - это некий маркер профессиональной эффективности. Подрастающему поколению придется учиться ставить цели, чтобы быть успешными во взрослой жизни.

Детский психолог, профессиональный коуч детей и подростков Марина Ким рассказывает, как помочь ребенку не только формулировать цели максимально конкретно, но и достигать их.

Цели на работе нам обычно ставят в SMART-формате, описывают «картину успеха», обозначают допустимые сроки, иногда мотивируют нас изречением Наполеона о том, что «невозможность - слово из словаря глупцов» и далее ожидают фееричных результатов.

Таким образом, бизнес задает вектор развития для каждого сотрудника в отдельности и для всей корпорации в целом. Некоторые переносят такой подход из бизнес-среды в частную жизнь - ставят и личные цели, не связанные с работой.

Расскажу о том, как можно работать с ребенком в направлении правильного целеполагания.

Поставить перед собой задачу: помочь ребенку

Расставляйте приоритеты в постановке целей вместе с детьми

Современные родители стремятся научить детей не просто плыть по течению, а занимать проактивную позицию в жизни, четко понимать свои цели, грамотно расставлять приоритеты, отделять главное от второстепенного.

В этом заключается совместная работа родителя, ребенка и детского коуча - в правильной постановке целей, в правильном планировании их достижения, в определении имеющихся ресурсов и препятствий.

Все вышеперечисленное и составляет ядро детского коучинга или, как бы сказали филологи, красную нить этого романа.


Проработать жизненные ценности: понять, какая цель правильная

Цель должна:

Соответствовать возрасту ребенка (маленький ребенок - маленькая цель)

Базироваться на жизненных ценностях самого ребенка, а не его родителя

Основная задача родителей - помочь ребенку сформулировать цель конкретно, осознать, какой смысл заложен в этой цели, какие есть ресурсы, где их недостаток и как можно его восполнить.

Ребенок будет увлеченно идти к достижению цели, получать удовольствие от процесса, анализировать неудачи, праздновать первые победы, одним словом пребывать в ресурсном состоянии до тех пор, пока его цели будут находиться в гармонии с его жизненными ценностями.

Я хочу предложить вам один инструмент детского коучинга, который позволит вашему ребенку подробно проработать свои цели.

Попросите ребенка заполнить таблицу ниже, расписав 1-2 цели. Помогите, если ему будет сложно, обсудите то, что у вас получилось. Чем подробнее будет заполнена таблица, тем более полную картину вы увидите.

Некоторые недоумевают, зачем при формулировке целей прописывать жизненные ценности. Ценности - это некий глубинный смысл цели, ответ на вопрос: «Что в глобальном смысле даст мне достижение цели?»


Проанализировать таблицу: понять, какие показатели важны


Проанализируйте, чему предстоит научиться ребенку, чтобы достичь поставленных целей

В зависимости от того, каким образом распределится заполнение столбцов «Имеющиеся знания» и «Чему необходимо научиться» , вы поймете «масштаб бедствия».

Возможно, самыми необходимыми знаниями, умениями и навыками ребенок уже владеет. Необходимо овладеть лишь дополнительными опциями. В этом случае надо будет углублять имеющуюся базу, параллельно расширяя кругозор по выбранной тематике.

Если же имеющиеся знания - капля в море, а список того, что необходимо освоить, - безграничный, то вы сможете правильно расставить приоритеты - заложить необходимое количество времени.

Если же время изначально ограничено, то этот параметр нужно поставить во главу угла и осваивать только то, что возможно в конкретный промежуток времени.

Прописывая «Что мне необходимо делать», ребенку нужно составить некий пошаговый план конкретных действий. Например, позвонить в вуз, зайти на сайт, сходить на день открытых дверей, подать заявку на участие в олимпиаде, пройти профориентацию.


Стать поддержкой для ребенка и найти ресурсы


Главное для ребенка - поддержка и забота родителей

Для любого ребенка его родители - огромный ресурс. Как правило, родители всегда готовы помогать ребенку в достижении целей, но лучше лишний раз убедиться, что вы находитесь в одном информационном поле с ребенком, обсуждая ответственность друг друга.

Если по каким-то причинам вы не готовы помогать ребенку материально или физически, честнее сообщить об этом сразу и не вызывать у него ложных надежд.

Кроме родителей, ребенок может привлекать к достижению своих целей и иные ресурсы. Это могут быть друзья, другие взрослые, которые могут стать наставниками, успешные в данной области родственники, признанные эксперты. Покажите ребенку все возможные варианты поиска дополнительных ресурсов.

Надеюсь, при помощи этого инструмента детского коучинга родители смогут научить своих детей грамотно работать с целями. Это тот навык, который будет актуален в течение всей жизни, ведь как сказал немецкий поэт Лессинг: «Самый медлительный человек, не теряющий из виду своей цели, все же проворнее того, кто блуждает без цели».

Если вдруг вы также испытываете проблемы с постановкой целей, то рекомендуем вам пройти по следующим ссылкам:

  1. . Тренер Светлана Ризаева подготовила для вас бесплатный онлайн-тренинг по целеполаганию, в котором она учит реализовывать мечты через их структурирование и трансформирование в конкретные цели.
  2. . В этом бесплатном онлайн-курсе по постановке целей личный коуч Тимур Ядгаров раскрывает секреты формулирования самодостигающихся 4D-целей.

Эксперты Всемирного экономического форума в Давосе выделили ряд навыков для построения успешной карьеры в 2020 году. Среди них - комплексное решение проблем и умение принимать решения. А эти факторы зависят от умения правильно ставить цели. Так как научить детей достигать желаемого?

Нередко дети путают цели с мечтами. Кто-то хочет настоящего динозавра под кроватью или учиться в Хогвартсе, а другие - уметь играть в шахматы или знать английский, чтобы отправиться в кругосветное путешествие. Чтобы ребенок не травмировался тем, что некоторые мечты не выдерживают натиска реальности, стоит обсудить, чего он может достичь на самом деле.

Это позволит не раниться о неудачи, вызванные самим фактом невозможности. Речь идет, например, о собственном динозавре дома. Научить отличать одно от другого - тот первый шаг, который убережет ребенка от нереалистичных ожиданий.

Подумайте, в чем сила ребенка

Дети могут пока не осознавать, что помогает им преодолевать сложные ситуации или находить свое место среди других. Не замечать свои способности, черты характера, то есть все то, что является их сильными сторонами.

Удачно их выделить поможет упражнение «Улыбка моих сильных сторон». Для этого предложите ребенку вспомнить, что ему удается хорошо: рисовать, решать примеры по математике, дружить с другими, готовить десерты? Пусть он назовет это сам. Если замечаете, что дочь или сын не обращает внимания на что-то существенное, дополните. После этого вместе выделите, какие черты, навыки или способности ребенка приводят к успеху. Для этого нарисуйте солнышко, от которого отходят лучики. На них ребенок пишет, что ему в себе нравится, а также - его собственные черты, умения, которые помогли в различных ситуациях. К примеру: упрямство, любознательность, общительность.

Удачным завершением упражнения будут ответы на вопросы под солнышком: «Чем я горжусь?», «Мой самый большой успех - это…?»

Начните с кратковременной цели

После того как с вашей помощью ребенок определил, на что он может опираться в достижении желаемого, самое время переходить к обсуждению цели. Спросите, чего ребенок хотел бы достичь в ближайшее время, улучшить или изучить. Лучше всего - выбрать цель, которую можно воплотить в течение одного-трех месяцев. Это поможет ребенку составить пошаговый план своих действий без чрезмерной тревоги. Если вы знаете, что дочери или сыну важно видеть результаты своих стараний как можно скорее, распишите цель на месяц.

Реальные цели укрепляют веру в себя и помогают ребенку позитивно к себе относиться, не бояться пробовать.

Подумайте вместе над такими аспектами:

  • Является ли цель реальной?
  • Хватит ли времени, отведенного для ее достижения?
  • Соответствует ли цель нынешним способностям и возможностям ребенка?
  • Является ли цель достаточно привлекательной? Готов ли ребенок действовать для ее воплощения?

Если не слишком, продолжайте расспрашивать и искать. Обязательно предложите ребенку взять дополнительное время для цели - на случай непредвиденных ситуаций. По крайней мере, одну неделю. Объясните, что в жизни нельзя спланировать всего, поэтому дополнительное время убережет от разочарования.

Разработайте план воплощения цели

После того как цель выбрана, помогите ребенку сделать наглядным то, как он будет достигать желаемого. Для этого воспользуйтесь большим ватманом или доской. Затем такой план хорошо повесить в детской комнате как мотивацию.

Нарисуйте прямую с пометками 0%, 25%, 50% и 75%. Сверху напишите время реализации цели и саму цель. Спросите ребенка, как он поймет, что цель выполнена. Это должно быть максимально конкретно. Тогда запишите, к примеру, что 100% - это изучить 100 новых слов на английском до 1 октября 2018 года. Соответственно, на отметке 75% пишем, что это будет 75 слов.

Затем к каждой из отметок пишем время на ее выполнение: «Я выучу 75 слов - до 24 сентября 2018 года».

Поощряйте ребенка понимать, как он хочет измерить, движется он к достижению цели, или нет. Например, цель такова: «Я буду ходить на плавание дважды в неделю в течение сентября». Тогда 25% - «Я был два раза на плавании», соответственно, 75% - это шесть раз.

Когда часть цели достигнута, ее можно раскрасить или обозначить, тогда ребенок сориентируется в следующих шагах и в масштабе сделанного.

Научите ребенка замечать свою работу

Видеть проделанную работу наглядно особенно ценно для самых маленьких учеников. Ребенок мотивирует себя к действиям, когда замечает собственный вклад. Для этого используйте наклейки или рисунки, пометки.

Разделите лист на количество дней для цели и наклеивайте специальную наклейку или рисуйте отметку. Вместе с ребенком можно выбрать несколько разных наклеек: первая (солнышко) - я сегодня очень много сделал для цели, вторая (животное) - достаточно сделал, третья (звездочка) - не сделал ничего.Узнавайте, как другие дети достигают желаемого

Пригодятся книги, где ребенок найдет близких ему героев и трудности. Например, о воплощении бизнес-целей расскажет книга «Бизнесмаги. Как стать настоящим волшебником» Сергея и Натальи Щербаковых. У главных героев Максима и Маши есть цель - самостоятельно собрать 400 грн и купить воздушные фонарики. Когда ребенок стремится понять свои эмоции, поможет книга «Мой дедушка был вишней» итальянки Анджелы Нанетти. А благодаря книге «Антон и другие несчастья» норвежской писательницы Скреттинг Гюдрун дети узнают, как справились с примирением и помощью родным герои Антон и Ине.

Чтение развивает способность анализировать, а благодаря проблемным ситуациям персонажей ребенок изучает новые способы достижения целей, сотрудничества и взаимовыручки.

Публикации по теме