Ребенка любопытство а также окажет. Детское любопытство и раннее развитие ребенка. Почему хорошо, когда интересно

Часто родители «хватаются за голову» — десятки «где?», сотни «зачем?» и сто тысяч «почему?» — и все это с момента утреннего пробуждения и до самого вечера. Даже зная о том, что все дети проходят возраст «почемучек», очень сложно оставаться спокойным. И кажется абсолютно невозможным удовлетворить это тотальное любопытство.

«Любопытной Варваре на базаре нос оторвали», «Много будешь знать – скоро состаришься». Не знаю, как сейчас, но в моем детстве эти фразы были очень популярны. Дети тонко чувствуют негативное отношение, заключенное в них. Подобные ответы убеждают ребенка, что обращаться к родителям бессмысленно, а все его вопросы — глупые. И, навешивая на себя вслед за взрослыми ярлык «я — любопытный», ощущает при этом, что с ним что-то не в порядке. Он – «плохой».

Любопытство или любознательность?

Слово «любопытство» для нашего общества имеет негативную окраску. «Любопытными» часто называют людей, слишком интересующихся чужой жизнью просто ради того, чтобы обсудить ее с кем-то, посплетничать.
Но это, конечно же, не касается детей-дошкольников. Они с самого раннего возраста проявляют природное «здоровое любопытство», на основе которого может развиться очень важное качество – любознательность.
Надо научиться видеть за бесчисленными «Почему?» и «Зачем?» проявление любознательности
.

Что зависит от родителей.

Если стремление познавать мир заложено в каждого ребенка от рождения, то в чем же состоит миссия родителей?

Сегодня ни для кого не секрет, что дети усваивают стиль жизни своей семьи. Интересы родителей не выходят за рамки просмотра сериалов и футбольных матчей по телевизору? Скорее всего, подрастая, их ребенок будет отдавать предпочтение компьютерным играм и молодежным сериалам. Все это, а также бесцельное блуждание по Интернету может быть проявлением любопытства. Но для развития любознательности необходим активный интерес, активное действие.
Насыщенная полноценная жизнь родителей увеличивает возможность того, что ребенок вырастет любознательным человеком.

Частой ошибкой родителей бывает мнение, что радость детям доставляют только игры и развлечения. А постижение мира знаний является «серьезным делом» и никак не связано с удовольствием. В результате этого заблуждения заботливые родители сами же и поощряют своего ребенка удовлетворять только те свои интересы, для которых особых усилий прикладывать не нужно. Это постепенно заглушает естественную тягу к знаниям.
Постижение мира и усвоение знаний ребенок будет считать очень увлекательным процессом, пока взрослые не навяжут ему другого отношения.

Безразличие взрослых, их насмешки, чрезмерное внимание к ошибкам и неудачам ребенка, критичное отношение к его самостоятельному выбору – все это преграды на пути развития любознательности. Часто непреодолимые для ребенка. И, к сожалению, так и не преодоленные многими взрослыми…
Большое значение имеет отношение взрослых к ребенку, принятие и поощрение его внутреннего мира, его интересов.

Поощряйте выбор ребенка. Читайте ему книги, вместе смотрите мультики и фильмы, ходите в музеи и театры. Играйте, исследуйте окружающий мир. Беседуйте, обсуждайте прочитанное и увиденное, рассуждайте вместе, не навязывая свою точку зрения… Используйте любую возможность для поддержки и развития любознательности!

Екатерина Малышева

Эта сцена, обычная во всех домах, приводит родителей в панику; родители задаются допросом, в чем была их ошибка? Некоторые реагируют настолько строго, что наказание оставляет шрамы на всю жизнь. Чтобы справиться с этой неизбежной сценой, нужно знать, что нормально, что - нет и что делать.

Что нормально? Дети любопытны, особенно к различиям, а что может быть более привлекательно, чем различие в гениталиях? Поймите, что это обычное детское любопытство. Требуется родительское чуткое понимание, и тогда это не будет повторяться. Посмотрите на все глазами своего ребенка.
Вы можете отличить невинное сексуальное любопытство от ненормального сексуального поведения по следующим признакам. Невинными можно считать действия, если:

  • Дети малы (до десяти лет), близки по возрасту и знают друг друга.
  • Есть взаимное соглашение; один ребенок не принуждает другого.
  • Есть обычная атмосфера игры: игра «в доктора» или другая игра.
  • Тайна - часть игры. Они понимают, что встретят неодобрение родителей и используют спальню, гараж или укромное место. (Это справедливо также и для ненормальных действий.)

Что делать. Сначала успокойтесь и не поддавайтесь порыву сказать им, что они сделали что-то «грязное» или «плохое». Спокойно предложите им новый вид деятельности, например: «Пойдем, перекусим. Я помогу вам одеться». Оставшись наедине с ребенком, поговорите с ним. Объясните, что вы не сердитесь. Если дети чувствуют, что они сделали что-то плохое и вы сердитесь на них, они замкнутся в себе. Скажите ребенку, что это нормально проявлять интерес к частям тела других и что вы понимаете его любопытство, но объясните, что «неправильно трогать любые интимные части тела другого человека или позволять другим трогать свои». Дайте знать родителям другого ребенка, каким образом вы разрешили ситуацию, чтобы они могли поступить аналогично.
Дети могут начинать изучение «интимных частей» в то время, когда их заинтересуют и другие части тела.
Объясните ребенку, что интимные части также важны для человека, как и другие части тела. Важно предостеречь вашего ребенка от сексуальных домогательств. Объясните ему, что интимные части тела нельзя давать трогать или показывать другим, кроме мамы и папы во время мытья или одевания, а также доктора во время осмотра: «Если кто-то будет трогать интимные части твоего тела, обещай сказать об этом маме или папе». Убедите ребенка, что у него никогда не должно быть тайн от мамы и папы. Начинайте объяснять значение интимных частей уже в три года, чтобы скромность стала частью сексуальности вашего ребенка.
Чтобы предотвращать периодические игры «в доктора», «маму и папу» и т. д., не создавайте для этого возможности. Интересуйтесь, чем дети занимаются в данный момент. Не позволяйте им находиться вне контроля, за закрытыми дверями. Мы установили правило в нашем доме, что двери спальни должны всегда быть открытыми, когда к детям приходят друзья (в любом возрасте). Наши подростки выросли с этим правилом и все еще уважают подобные требования. Применяйте те же самые принципы по вопросам сексуальности, что и к другим аспектам воспитания: родители устанавливают правила, а затем ставят условия, которые упрощают выполнение этих правил.
Если ребенок проявляет любопытство, родителям необходимо освободиться от чувства неловкости и ответить спокойно и ровно без смущения и раздражения на все вопросы. Начните вместе рассматривать книгу с картинками, на которых изображено строение мужских и женских половых органов, в которой есть ответы на все вопросы по мере их возникновения. Имейте в виду, что ответы необходимо давать в соответствии с возрастом, и они не должны никого смущать.
Сообщите об инциденте другим родителям, чтобы они смогли использовать его в воспитательных целях. Скажите им, что вы понимаете невинность и нормальность ребяческого любопытства, но что вы хотите препятствовать повторению подобных случаев. Будьте открыты, честны и опирайтесь на факты. Не вините никого в случившемся, тогда вы можете не волноваться о продолжении дружеских отношений между взрослыми.

Когда сексуальная игра не нормальна. Если невинное детское любопытство, которое может быть понято и объяснено, повторяется и вызывает у вас тревогу, следует уделить этому серьезное внимание. Для родителей важно знать, что сказать и как действовать, если один ребенок преследует другого. Вот подозрительные признаки.

  • Один ребенок силой заставляет другого играть в сексуальную игру.
  • Есть различие в возрасте между детьми (больше четырех лет).
  • Сексуальная игра не нормальна (например, оральный половой контакт между шестилетним и трехлетним ребенком).
  • Тревожные действия повторяются, несмотря на ваше осторожное вмешательство и руководство. Это основание для прекращения дружбы. Если сексуальная игра происходит между родными братьями или сестрами, обратитесь за помощью к профессионалам.
  • Секретность.

Что делать. Если ребенок часто является инициатором подобных игр, ему требуется консультация профессионала. Необходимо выяснить жизненные установки ребенка, обследовать окружающую среду дома и в школе. Если ваш ребенок стал жертвой, спокойно, доверительно поговорите с ним. Убедитесь, что ребенок понимает, вы его по-прежнему любите и сам он хорош, но это неправильно, когда кто-то прикасается к интимным частям тела другого человека. Жертва может также нуждаться в консультации профессионала.

Что можно сказать относительно отрицания пола и переодевания? Не впадайте в панику, когда четырехлетний сын наряжается в одежду вашей дочери, отцовские штаны и подтяжки. Посмейтесь и получите удовольствие. Стадия любопытства и фантазии скоро проходит, и ребенок школьного возраста научится носить одежду, соответствующую его полу. В одной семье дочь трех с половиной лет внезапно захотела стать мальчиком. Она делала все, чтобы быть похожей на мальчика: одежда, игры; она даже говорила, что станет папой, когда вырастет. Все это началось, когда у нее родился младший брат. Не считая это нормальным, мать обратилась к педиатру. Доктор, к сожалению, еще более встревожил мать, подтверждая наличие сексуальных расстройств у ребенка. Все, что матери было необходимо, - проводить больше времени с дочерью, чтобы укрепить ее позиции в семье.

Воспитание и сексуальность
Стиль воспитания ребенка влияет на формирование будущего отношения к сексу. Дети, воспитанные по методу «прикрепления», учатся любить и доверять, потому что их любят и им доверяют. Младенец, который проводит многие часы в день на руках и у груди, учится получать удовольствие от взаимных прикосновений. Этот ребенок познает близость. У маленького человека, который растет в доме, где мать и отец уважают друг друга и своих детей, вероятно, сформируется здоровое и правильное понимание отношений между мужчиной и женщиной.
Ребенок, которого воспитывают с использованием резких, оскорбительных замечаний, может впитать в себя эти отрицательные черты характера родителей или подсознательно искать подобные качества в будущем спутнике жизни. Ребенок, чья индивидуальность подвергается жесткому контролю, выразительность растоптана чрезмерным контролем со стороны родителей, может, став взрослым, испытывать трудности с выражением сексуальных чувств или использовать секс как инструмент, чтобы управлять или быть управляемым другими.
Наиболее важная задача - воспитание чувствительности, - очень сильно затрагивает вопросы сексуальности. Одна из основных целей воспитания, на наш взгляд, состоит в том, чтобы помочь ребенку научиться анализировать, как его действия влияют на других людей. В конце концов сексуальное удовлетворение - в основном взаимная забота - желание и способность удовлетворить собственные потребности и доставить радость другому человеку.

Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет

Дети рождаются любознательными: они приходят в мир с врожденным желанием понять, как устроено все вокруг, стремятся прикоснуться к как можно большему количеству предметов, чтобы получить новый опыт, задают множество вопросов, исследуют и обучаются, чтобы удовлетворить свою любознательность.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок не переставал учиться в течение всей жизни, поощряйте и развивайте его любознательность. Врожденную любознательность имеют все дети, однако важно, чтобы вы учитывали индивидуальный стиль любознательности, присущий вашему ребенку.

Все дети проявляют любознательность по-разному. Например, некоторые дети любят изучать то, как устроен мир, при помощи наблюдения и размышлений, в то время как другие предпочитают делать это с помощью физических действий (прикосновений, изучения запахов или дегустации). Постарайтесь обеспечить возможность использования каждого стиля в безопасной и вдохновляющей обстановке.

Исследования показали, что к поиску новых впечатлений, знаний и опыта ребенка побуждает не внешнее давление, а внутреннее желание удовлетворить свою любознательность. Любознательные люди постоянно находятся в поисках новых знаний. Они не только любят обучение и исследования, но им на самом деле нравится ставить перед собой трудные задачи и с увлечением искать их решение. Любознательность также помогает людям позитивно реагировать на неопределенность.

Недавние исследования показали, насколько важную роль играет любознательность в обучении. Лучше всего дети справлялись с учебным материалом, когда учителям удавалась вызывать их искреннее удивление от неожиданного исхода демонстрируемого эксперимента.

Учитывая важную роль, которую любознательность играет в процессе обучения, предлагаем несколько советов, которые помогут развить это качество у ребенка:

  • Поощряйте интересы вашего ребенка. Лучше всего дети учатся посредством действий, которые удерживают их внимание и стимулируют воображение . Найдите виды деятельности, которые нравятся ребенку больше всего, и практикуйте их вместе как можно чаще. Например, если ребенок любит танцевать под определенную музыку, создайте ему все условия для этого занятия. Если он любит животных, водите его почаще в зоопарк, демонстрируйте фильмы и передачи о животных, вместе читайте книги о них.
  • Создайте интересное пространство. Самые маленькие дети проводят большую часть времени, наблюдая за окружающей обстановкой. Им интересно узнавать новое об окружающей среде, поэтому дайте им любопытные и безопасные игрушки и предметы, которые они смогут исследовать и которые будут стимулировать их ощущения и чувства.
  • Поощряйте игры, стимулирующие воображение. Несмотря на богатое разнообразие электронных игрушек в наше время, постарайтесь дать детям возможность поиграть с такими простыми предметами, как коробки, кубики, пластилин или песок. Некоторым они могут показаться скучными, но они незаменимы для развития творчества и воображения. На самом деле эти игрушки являются одним из лучших инструментов обучения, поскольку дают широкое пространство для любознательности во время игры . Не говорите ребенку, что делать с материалами, как их использовать или каким должен быть окончательный результат его творчества. Пусть гидом ему будет его собственная любознательность.
  • Используйте открытые вопросы. Старайтесь избегать вопросов , которые предполагают односложные ответы вроде «да» или «нет». Задавая открытые вопросы, вы будете стимулировать мышление ребенка, подталкивая его к самостоятельному поиску решения. Попробуйте задавать ему такие вопросы, как: «Что ты думаешь о…?», «Как бы ты поступил на месте главного героя книги? Почему?».

Для развития любознательности важно не только создать благоприятные внешние условия, но и устранить факторы, которые убивают в детях желание узнавать что-то новое - страх, ограничения и отсутствие интереса родителей к занятиям ребенка.

  • 1. Страх. Этот фактор является врагом любознательности № 1. Когда ребенок волнуется или боится, он, скорее всего, откажется от поиска новых знаний и опыта. Помните, что, от того как вы помогаете ребенку справиться со стрессовой ситуацией , зависит то, как скоро он адаптируется и вернется к желанию получать новые знания и опыт.
  • 2. Ограничения. Когда родители строго указывают детям: «Нельзя!», «Не трогай!», «Не лезь!», «Не кричи!», «Не пачкайся!», дети рано или поздно потеряют интерес к исследованиям. Если мы внушим им отвращение к запачканной одежде, их энтузиазм естествоиспытателей значительно снизится. Используйте как можно меньше ограничений, но при этом не забывайте о мерах предосторожности и безопасности.
  • 3. Отсутствие интереса родителей. Очень важно, чтобы родители не устранялись от занятий ребенка, но с увлечением и энтузиазмом принимали в них участие, которое обеспечивает благоприятную психологическую и эмоциональную среду для оптимального творчества и исследований. Участие взрослых дает ребенку чувство безопасности, а также одобрение его усилий, которое очень важно для формирования

Любознательность лежит в основе всех идей, изобретений и креативных действий. Она создаёт изобретателей, инноваторов, перооткрывателей, творцов, мастеров. Результат любознательности может стать ценным как для самого человека, так и для его окружения.

Что такое любознательность

Любознательность - это интерес к получению новых знаний, внутренняя открытость к людям, явлениям, окружающему миру, искреннее стремление удовлетворить познавательные потребности и получить новый опыт или впечатления.


В процессе жизни разум нуждается в новой информации, а душа - в переживаниях. Любознательность присуща открытым людям, которым свойственно доверие, что несовместимо со злобой. Любознательность подразумевает готовность к обучению, приобретение опыта у знающих. Она стимулирует к развитию.

Преимущества

Любознательность вовлекает человека в мир открытий, приносит положительные эмоции, освобождает от безразличия, побуждает к действию, расширяет кругозор и позволяет взглянуть на мир без стереотипов.

Благодаря любознательности исследователей наука не стоит на месте, в сочетании с трудолюбием это качество даёт непревзойдённые результаты.

Любознательность "создаёт" лучших учащихся.

Любознательный человек отличается полноценным восприятием и неподдельным вниманием к собеседнику. Для него не бывает скучных тем, в любой из них он отыщет что-то захватывающее.

Недостатки

Редко любознательность приносит негативный опыт. Если в результате познания обнаруживается, что кое-что не может быть изменено, такое положение вещей угнетает.

Иногда стремление овладеть новой информацией или провести рискованный эксперимент влечёт большие неприятности. Существует достаточно примеров того, как любопытство, порождённое запретом, оборачивалось не только аварийными происшествиями, но и пожизненными комплексами в использовании заурядных вещей (спички, вода, электричество).

Интерес может играть на руку злорадству или превратиться в рычаг управления, помочь разобраться в психологических причинах неудач. Таким образом, любознательность - это интерес в том или ином направлении, который может приравниваться к достоинствам, а любопытство просто выходит за пределы собственных интересов человека и может принести как пользу, так и вред.

Взаимосвязь любознательности с другими качествами

Чем больше знаний получает человек, тем сильнее его любознательность. Воспитатели, преподаватели основывают учебный процесс также на факте о том, что развитие любознательности детей и обучение взаимосвязаны.


Благодаря наблюдательности, способности замечать детали, легко возникает интерес и активируется размышление. Любознательность и наблюдательность находятся в прямой зависимости друг от друга.

Любознательный человек хорошо информирован. Благодаря получению новостей о людях, стране и мире развивается целостное восприятие.

С повышением профессиональной квалификации стимулируется любознательность, без неё нет профессионального успеха.

1. Стоит отбросить мнение о том, что всё, необходимое человеку, уже известно, ведь в любом направлении остаётся непознанное, и всегда есть чему научиться.

2. Не стесняться спрашивать. Каждый глупый вопрос удаляет от невежества и приближает к просвещённости.

3. Необязательно стремиться к идеалу, достаточно придерживаться уравновешенного состояния: заинтересованность дополнять получением удовольствия от нового опыта. Развитие должно радовать, и тогда всё будет происходить само собой.

4. Работать нужно регулярно, хоть и понемногу, чтобы выработались соответствующие привычки. Избегайте крайностей.

5. Не отступать: у каждого человека случаются неудачи, даже у великого.

6. Развивать интуицию. В сочетании с фундаментальной логикой интуиция даёт потрясающие результаты.

Вечные вопросы вроде "а что там внутри?" мы задаём ещё с детства. И если человек расщепил атом, изобрёл электричество и многое другое, то только благодаря своему любопытству!

Альберт Эйнштейн одним из главных условий успеха считал умение задавать вопросы. Любопытство, самокритика, упорная выносливость, по его словам, привели его к поразительным идеям.


История науки изобилует примерами любознательности, результатом которых был головокружительный успех. Известны также случаи, когда исследователю удавалось подойти совсем близко к открытию, но лавры первооткрывателя доставались другим! К примеру, знаменитый Майкл Фарадей в процессе электролиза мог бы открыть элементарный электрический заряд, но, видимо, был слишком сосредоточен на процессе электролиза.

Любознательность способствовала появлению теории Чарльза Дарвина. Благодаря упорству исследователя он смог состояться как революционер науки.

Пётр I в высшей мере был наделён любознательностью, о чём красноречиво говорит история. Массовые реформы и преобразования в государстве являются тому подтверждением.

Для Леонардо да Винчи любознательность стала одним из семи качеств, способствовавших развитию его гения, и, как он считал, может помочь стать гением любому человеку. По словам Леонардо, он никогда не был удовлетворён лишь одним ответом "да".

1. Слушайте вопросы малыша, не уклоняйтесь от них. Не молчите, не одёргивайте ребёнка под аргументом усталости, его назойливости, ведь вопросы могут и вовсе исчезнут из его жизни. Ваши ответы нужны для его опыта и развития.

2. Разрешайте малышу получать опыт. Исследовательская деятельность малыша с вашим участием может быть переведена в то русло, где её результат будет устраивать и родителя, и ребёнка: вместо испытания игрушек на прочность - лепка фигурок из глины, пластилина, теста; вместо разбрасывания песка - просеивание его сквозь сито; вместо рисования на обоях - растворение в воде пищевых красителей, и так далее.


Не секрет, что развитие любознательности дошкольников зависит от возможности проявлять себя, самостоятельности, уверенности в себе. Разрешайте малышу сажать цветы, рисовать мелком, жать на кнопку звонка, говорить по телефону, готовить тесто. Возможности получать впечатления есть везде.

Желательно, чтобы комната малыша позволяла устраивать эксперименты, не сдерживала фантазию ребёнка. Нужно обязательно объяснить ребёнку, что в его опытах вас может не устраивать лишь результат, а не сам процесс.

3. Наблюдайте и показывайте. Парк, лужайка, игровая площадка, музей, зоопарк, магазин, улица - любое место может стать познавательным пространством. Хорошо посещать выставки и концерты, спектакли, приглашать гостей. Задавайте ребёнку вопросы, делитесь наблюдениями, обсуждайте интересное для него.

4. Поощряйте фантазию малыша. Кроме воспитателей и реальности, малыша окружает мир фантазий: мультфильмы, игры, книги, его воображение. Позволяйте ребёнку импровизировать, "быть взрослым", играть роли сказочных героев, изображать зверей, характеры людей. Пусть малыш придумает свою сказку. Стимулируйте его воображение нестандартным развитием сюжета: "что было бы, если...", "как жили бы герои?"

Телевизор - враг активного познания мира, даже самая изысканная передача включает пассивное ожидание. Ребёнок понимает, что любые вопросы решатся без его участия. Исключением может стать совместный просмотр познавательной передачи.

5. Включайте обучение в повседневность. Знакомьте ребёнка с числами, задавайте простые вопросы: "одна конфета или две?", "красный или синий?", "на что похоже?", "на какую букву?", и так далее. Задача такого общения - в пробуждении интереса, что сделает процесс обучения простым.

6. Поощряйте малыша к высказыванию своего мнения. Меняйте обстановку, перекладывайте игрушки, наводите порядок, ищите лучший вариант, принимая участие в едином процессе.

7. Представьте обучение в виде игры. Критика, высмеивание, наказание за неудачи, принуждение против воли - всё это заставит ребёнка думать, что обучение - очень сложное дело, может вызвать замкнутость и опасение по отношению к учёбе.


8. Станьте примером для малыша. Пусть ребёнок поймёт, что вы тоже увлечены процессом познания мира, что это интересно и может продолжаться всю жизнь.

9. Устраивайте эксперименты. Нестандартный поворот событий активирует любознательность детей дошкольного возраста. Такой подход включит размышление, побудит к самостоятельности, поспособствует развитию смекалки. Разрешите малышу видеть решение задачи несколькими способами в повседневности. Расскажите, как учатся и живут в других странах, как питаются. Нарушайте привычное, приходите в восторг от новшеств, которые создаёте сами. И будьте ребёнку другом.

Проблемы развития любознательности

В современном обществе развитие любознательности обусловлено противоречиями между:

  • необходимостью развития этого качества в дошкольном возрасте и принятой практикой, не всегда способствующей развитию любознательности;
  • потребностью в теоретическом анализе проблемы развития любознательности дошкольников и недостаточной изученностью её в психологических исследованиях;
  • возможностью развития детской любознательности в дошкольных образовательных учреждениях и отсутствием программных ориентиров для педагогического процесса.


Специалисты указывают на перечень возможных препятствий, сдерживающих проявление любознательного поведения человека, которое основывается на поиске, усвоении и преобразовании информации.

К ним относятся так называемые операциональные трудности: недостаточность познавательной сферы и способности к анализу и обобщению информации, ограниченность навыков рассудительности и познавательных привычек.

Из эмоциональных трудностей в качестве примера можно привести завышенную самокритичность, не обеспечивающую психологической стабильности, базовой основы для самовыражения.

Любознательность следует рассматривать как самостоятельную активность: поиск информации, полноценное самовыражение и взаимодействие с окружением - вот те компоненты, на основе которых будут развиваться положительные стороны характера.

Формирование познавательного интереса зависит от внешних причин и индивидуальных особенностей личности, задача отследить которые возлагается на воспитателей. Многое зависит от окружения человека: понимание, стимулирование, поддержка, общение и взаимообмен имеют большое значение в становлении личности и воспитании любознательности.

Высказывания о любознательности

Любознательность - это составляющая активного ума, которая во все времена волновала учёных, писателей, художников.

Эдвард Фелпс призывал поддерживать в себе огонь любознательности, который не позволит иссякнуть смыслу жизни.

По словам Анатоля Франса, лишь благодаря любознательности мир богат учёными и поэтами.

Жан-Жак Руссо справедливо отмечал, что человек является любознательным по мере своей просвещённости.

"Любопытство — двигатель прогресса!" - высказывание Андрея Белянина.

По словам Марии фон Эбнер-Эшенбах, любознательность - это любопытство, которое касается серьёзных предметов, и его справедливо можно называть "жаждой познаний".

Любознательный человек всегда пользуется популярностью в обществе, с ним приятно беседовать и невозможно заскучать, а его многосторонние интересы и увлечения способствуют приобретению новых друзей. Любознательные дети отличаются инициативностью, целеустремленностью, трудолюбием, настойчивостью, уверенностью, успеваемостью в учёбе. Таким образом, развитие любознательности становится одной из важных задач в современном образовании.

Каждый ребенок рождается любознательным. Это естественное свойство подстегивает обучение на ранних этапах. Но чтобы любознательность у малыша была созидательной, ее надо культивировать.

Вы не должны препятствовать малышу в его исследовательской деятельности, иначе он вряд ли захочет продолжать ее или же будет заниматься со значительно меньшей настойчивостью.

Как же развивать любознательность ребенка, чтобы у него на всю жизнь сохранилось желание учиться?

. Слушайте вопросы ребенка и не ленитесь отвечать на них. Ведь малыши — ужасные «почемучки». Им нужно узнать очень многое, поэтому они постоянно задают вопросы. И неудивительно, что у вас, родителей, часто голова идет кругом от дождя их вопросов. Иногда желания отвечать на сотый вопрос «почему?» и «что это?» может и не оказаться, но все же постарайтесь не прятаться от любознательного дождя под зонтиком усталости или равнодушия. Не одергивайте ребенка, не молчите. Не говорите ему, что «ты слишком мал, чтобы понять это». Все вопросы крохи заслуживают вашего ответа, поскольку он на данном этапе все щупает, рассматривает, пробует, слушает, а потом пытается разобраться в своих ощущениях. Отвечая, вы обязательно должны учитывать возраст вашего «любознайки». Если малыш не будет получать ответы на свои, такие важные для него вопросы, то вскоре он перестанет спрашивать. И самое главное — вопросы могут исчезнуть вовсе из его жизни. Поэтому не ленитесь объяснять малышу, как устроен мир, ведь так вы делаете его более умным.

Примиритесь с исследовательской деятельностью малыша, и не только примите ее как должное, но и поощряйте ее . Мир полон захватывающих вещей, и для вас, родителей, это часто беда, ведь ребенку надо с ними экспериментировать. Да, активное изучение ребенком мира может принести в ваш дом сумбур и беспорядок. Но нужно понимать, что, сдерживая кроху, вы помешаете приобретать необходимый ему опыт. Поэтому избавьтесь от желания одернуть малыша ради сохранения чистоты и порядка. Лучше создайте в доме зону полной свободы. Пусть это будет комната (или хотя бы часть комнаты, гаража или подвала, в частном секторе — двора), где ребенку можно абсолютно все: строить укрытия из стульев и одеял, рисовать на стенах, швыряться подушками, возводить замки из песка. Каждому из нас порой нужно, чтобы ничто не сдерживало нашу фантазию. А ребенку тем более.

Любопытному малышу интересно все: что будет, если дер-нуть кошку за хвост, сорвать листочек комнатного цветка, положить в воду телефонную трубку? Что будет, если попробовать песок на вкус или кинуть им в лицо товарищу по игре, бросить игрушечный автомобиль через всю комнату? Если эксперимент вашего юного исследователя становится опасным и разрушительным, вам необходимо остановить его, переключив внимание и исследовательскую мысль на другой объект. При этом объясните малышу, что вас не устраивает не сам процесс, а его результат. Для спасения дома и поддержки малыша-ученого проводите безобидные опыты и эксперименты вместе с ребенком: лепите из теста пирожок, собирайте букет для мамы, разрисовывайте скучные обои, сдувайте пух с одуванчика, просеивайте песок через сито, смешивайте пищевой краситель с водой и т. д.

. Показывайте и наблюдайте вместе с малышом мир . Наблюдение — прекрасный способ познания мира! Музеи, игровые площадки, лужайки, магазины игрушек, парки, зоопарки, оживленные улицы — маленькому ребенку почти везде есть чему поучиться. Посещайте выставки, концерты, театры, ходите в гости — ваш ребенок обязательно найдет что- то интересное для себя. Делитесь с малышом собственными наблюдениями, задавайте ему вопросы и обсуждайте их с ним.

. Дайте возможность и просто позволяйте ребенку получать разнообразные впечатления. Пусть малыш качается на качелях, катается с горки, плещется в детском бассейне, сажает цветы, дергает сорняки, играет в мяч, посыпает тесто мукой, рисует мелком, накрывает на стол, жмет на кнопку звонка, играет с детьми, активно осваивает детскую площадку, моет посуду, говорит по телефону. Возможностей много, они есть везде. Приобретаемый опыт ценен сам по себе, а ваши комментарии могут сделать его еще более ценным. Все, что делает малыш, дает ему необходимый жизненный опыт.

. Поощряйте фантазии и импровизации ребенка. Ведь вашего малыша учите не только вы и реальный мир вокруг него, но и мир фантазий, который вы можете создать с помощью книг, кино, мультфильмов, телевизионных передач. По-ощряйте любые игры. В собственном воображении ваш ребенок может стать взрослым на пикнике, белкой в лесу, Котом в сапогах или Братцем Кроликом, кассиром за прилавком или Винни-Пухом, песиком в конуре или кем угодно. Предлагайте малышу придумывать свои сказки или переписывать уже хорошо ему знакомые. Не бойтесь смешивать характеры и ситуации в разных сказках, которые ваш ма-лыш знает. Добавьте Бабу-ягу в сказку о Красной Шапочке, Колобка — в историю о Снежной Королеве. Задавайте малышу вопросы: «А что бы произошло, если бы на месте Красной Шапочки была Снежная Королева? И как бы жили тогда герои?» Позвольте ему придумать свой вариант развития событий, стимулируя фантазию дополнительными вопросами. А вы тем временем сможете спокойно домыть посуду или собраться к выходу на улицу.

. Не поощряйте стремление малыша часто смотреть телевизор. Поскольку это самый простой способ отключить активное познание мира. Да, ребенок способен почерпнуть информацию из некоторых тщательно отобранных детских передач, однако это пассивное обучение. Ребенок начинает ждать, что все его вопросы разрешатся с помощью простых образов, без личного участия, считает, что все ответы придут к нему в виде готовых мелькающих картинок, танцующих животных и легких мотивчиков. Просмотр подряд всех телепередач не поможет вашему ребенку учиться самостоятельно, быть активным участником познавательного процесса. Из-за просиживания перед телевизором малыш станет нелюбознательным учеником, у которого нет желания делать собственные открытия. Поэтому старайтесь сами меньше сидеть у телевизора и усаживать рядом малыша. А если вы хотите, чтобы малыш посмотрел какую-то конкретную передачу, смотрите вместе с ним.

. Включайте обучение в повседневную жизненную деятельность . Это достигается небольшими усилиями. Вы можете познакомить ребенка с числами («Тебе дать одно печенье или два? Это один, это два»), цветами («Ты наденешь красный свитер или синий? Вот это красный, а это синий»), буквами («Вон видна буква "М". С нее начинаются «мама» и "молоко"»). Вы можете рассказать о животных («Это кошка, она сейчас мурлыкает»). Ваша цель не в том, чтобы научить ребенка считать или читать к полутора годам, а в том, чтобы заронить искру интереса к этим областям знания и создать основу для будущего обучения, все остальное ребенок изучит сам.

. Меняйте обстановку. Передвиньте мебель в комнате ребенка, переложите вместе с ним игрушки на другие места. Поговорите о том, что изменилось. Стало ли уютнее? Более удобно? Более красиво? Поощряйте высказывать свою точку зрения и искать лучший вариант с точки зрения вкуса ребенка.

. Обучая ребенка, играйте с ним . Обучение должно стать веселой забавой. Если ваш ребенок почувствует, что вы его заставляете учиться, ругаете, высмеиваете и кричите за неудачи, если вы будете ставить перед малышом трудные не по возрасту задачи, насильно заставлять что-то делать, то он начнет страшиться учебы, страшиться узнавать что- то новое. Поэтому старайтесь, чтобы обучение для ребенка сопровождалось игрой и забавой.

. Будьте для малыша примером . Пусть кроха поймет, что вы тоже любите исследовать окружающий мир, что обучение продолжается всю жизнь. Желание учиться, как для вас, так и для ребенка, заразительно. Показывайте ему пример. Рассказывайте о своих наблюдениях и новых знаниях, пусть ребенок понимает, что обучение продолжается всю жизнь. Ваш интерес к жизни будет лучшим образцом для подражания.

. Разбавляйте привычные для малыша традиции экспериментами. Иногда отходите от привычного для малыша уклада жизни. Например, покормите ребенка кашей на ужин и дайте ему суп на завтрак. Или пойдите вместо садика в дельфинарий, парк, театр. Необычный поворот событий даст вам отличную почву для разговоров и рассказов о разном образе жизни. Например, о том, что в Японии едят суп мису на завтрак. Или что во времена царей детей из аристократических семей обучали не в садиках и школах, а дома и не учителя, а гувернантки из разных стран. Так ваш малыш с детства будет приучаться видеть разные способы решать один и тот же вопрос и повысит свой уровень эрудиции. Всегда интересуйтесь мнением малыша по различным вопросам. Задавайте вопрос о том, кто ему больше нравится — Русалочка или Король Лев, железные дороги или мягкие игрушки. Приходите в такой же восторг от стрекозы или жука, расспрашивайте о том, что он узнал нового в садике и что он думает об окружающих его предметах. Не ленитесь показывать, насколько вам с ним интересно.

Будьте ребенку другом с самого детства — и вы привьете ему вкус к жизни!

Публикации по теме