Если вам захочется осудить человека. Почему осуждать других вредно? Хороших или плохих людей не бывает

Мы все иногда выносим негативные суждения. Жестокий голос в голове говорит: «у нее такая уродливая стрижка», «какое ужасное платье у этой актрисы», «вот стерва», «похоже, они несчастливы вместе». Этот голос заставляет высказывать отрицательное мнение по темам, о которых мало что знаете, оставлять гадкие комментарии под постами в блогах и Instagram, осуждать поступки подруги, не выслушав ее точку зрения, и распускать сплетни за спинами других людей.

Конечно, невозможно вообще не выносить оценок. Нужно уметь отличать хорошее от плохого и чувствовать себя достаточно сильными, чтобы бороться за добро, когда происходит что-то неправильное. Нам нужно знать, что мы любим и не любим, и какие ценности важны. Есть граница, за которой суждение превращается в осуждение. Если первое способствует положительным изменениям, то второе несет в себе избыточную критику, которая не помогает, а вредит.

Почему осуждать вредно?

Осуждения влекут за собой негативные последствия. Они мешают решать проблемы, задевают чувства других людей, а также вредят самооценке и препятствуют счастью. Мы говорим дочери-подростку, что злые комментарии, которые отпускают другие девчонки, проистекают из зависти и неуверенности. Но не замечаем, что сами порой ведем себя как злые девчонки. И это тоже связано с нашей неуверенностью.

Когда мы делаем бесполезные вредные замечания, это только усугубляет имеющиеся проблемы. В конце концов, мы начинаем так часто осуждать людей, что нам становится сложно испытывать благодарность. Лишая нас этого чувства, привычка осуждать подрывает наше счастье и благополучие. Исследования показывают, что осуждение других людей негативно влияет на самооценку. Если мы критикуем других, мы критикуем себя, даже более жестоко. Если принимаем и ценим хорошее в других людях, это помогает принимать и ценить хорошее в нас самих.

Как прекратить осуждать?

Чтобы перестать выносить негативные, наносящие вред суждения, нужно научиться распознавать разницу между обычным мнением и осуждением, а затем развивать менее осуждающий взгляд на мир. В этом вам помогут следующие семь шагов:

1. Узнайте человека, которого осуждаете

Оценивая действия другого человека, нужно понимать его мировоззрение и историю прошлого. Если вы осуждаете человека на почве ценностей, подумайте, абсолютны эти ценности или относительны. Если поступки другого человека идут вразрез с вашими ценностями, это не значит, что они неправильные. Возможно, у этого человека другие ценности, которые заставляют его совершать такие поступки.

2. Думайте о последствиях

Если вы осознаете, что ваш комментарий может обидеть другого человека, подумайте, как его переформулировать. Нужно, чтобы он стал полезен, а не только помог вам самоутвердиться за его счет. Особенно стоит думать о последствиях суждений, которые выражаем в социальных сетях. Одно дело написать пост об ужасном платье знаменитости, и другое - привлечь общественное внимание к жестокому или несправедливому поступку. И то, и другое отражает ваше мнение. Но в первом случае вы поощряете развитие жестокого общества «злых девчонок», а во втором меняете мнение людей, что может привести к позитивным переменам в обществе.

3. Фокусируйтесь на конкретной ситуации

Исследования показывают, что осуждение часто подчеркивает отдельные черты человеческой личности, вместо того чтобы фокусироваться на конкретной ситуации. Например, если кто-то подрезает вас на дороге, вы можете подумать, что этот человек эгоистичный, грубый и невнимательный. Но если отбросить человеческий фактор, мы сможем сосредоточиться на конкретной ситуации и понять вероятные причины такого поведения. Возможно, он спешил или пропустил свой поворот. Иными словами, оценивайте ситуацию и осуждайте сам грех, а не грешника.

4. Регулярно практикуйте благодарность

Мы можем натренировать свой мозг быть счастливым с помощью позитивного мышления и благодарности. Это наш ключ к пониманию и развитию позитивного мировоззрения. Можно внедрить в свою жизнь практику благодарности по расписанию точно так же, как осознанную медитацию. Но порой достаточно обратить внимание на прекрасный закат по дороге домой или оценить маленькие акты доброты, которые совершают для вас родные и друзья. Можно каждый вечер записывать три вещи, за которые вы благодарны, посылать людям неожиданные записки со словами благодарности или учиться замечать прекрасное в повседневной жизни. Вместо того чтобы распускать злые сплетни, вы начнете находить способы помочь другим. Вместо плохого вы начнете видеть в людях хорошее.

Важно осознавать ситуации, когда вы не правы, и менять мнение

5. Спрашивайте себя: «Почему это важно?»

Допустим, знакомая встречается с мужчиной, который вам кажется занудой или носит ужасную стрижку - какая вам разница? Если ваша сестра странно оделась или знаменитость выложила новую фотографии в соцсеть - как это затрагивает вашу жизнь? Если ситуация не затрагивает вас лично, не произносите вслух свои комментарии. Если любимый человек переживает тяжелый период, оцените ситуацию и сделайте что-нибудь, чтобы помочь ему. Если вы заботитесь о нем, значит, это затрагивает вашу жизнь. Если же вы только отпускаете едкие комментарии, значит, этот человек не так важен для вас. Не думайте о нем и не говорите гадости.

6. Оставайтесь открытыми к новому

Развитие часто проходит с болью и дискомфортом, но оно нам необходимо. Важно осознавать ситуации, когда вы не правы, и менять мнение, узнавая новые вещи и понимая другие точки зрения. Люди всегда должны учиться и меняться. Если вы не понимаете, что бываете не правы, и не меняете некоторые мнения, это не развитие.

7. Развивайте эмпатию

В современном мире, когда травля и едкие комментарии в Сети гораздо привычнее, чем комплименты и добрые советы, нам нужно учить себя и своих детей фокусироваться на сострадании, а не на осуждении. Нам нужно понимать чужие точки зрения и чаще практиковать доброту. Важно перестать обсуждать других людей и научиться находить другие темы для разговора.

Конечно, часто возникают ситуации, когда человек заслуживает осуждения. Именно вашего? Это не праздный вопрос.

Хороших или плохих людей не бывает

Очень сильным нарушением равновесия является осуждение других людей, а в особенности презрение.

С точки зрения природы, хороших или плохих людей не бывает . Есть лишь те, кто подчиняется законам природы, и те, кто вносит возмущение в сложившееся «статус-кво» . Последние всегда в конечном итоге подвергаются воздействию сил, стремящихся вернуть нарушенное равновесие.

Конечно, часто возникают ситуации, когда человек заслуживает осуждения. Именно вашего? Это не праздный вопрос.

Если человек навредил именно вам, то это, прежде всего он нарушил равновесие, и вы являетесь не источником нездорового потенциала, а орудием сил, стремящихся вернуть равновесие. Тогда возмутитель спокойствия получит по заслугам, если вы скажете все, что о нем думаете, а то и предпримете определенные действия в разумных пределах. Но если предмет вашего осуждения не сделал конкретно вам ничего плохого, значит не вам его обвинять.

Подойдем к этому вопросу чисто меркантильно. Согласитесь, совершенно бессмысленно испытывать ненависть к волку, задравшему овечку, когда вы наблюдаете за этим по телевизору. Чувство справедливости постоянно толкает нас к осуждению разных людей. Однако это быстро входит в привычку, и многие с годами превращаются в профессиональных обвинителей. Это очень вредная привычка, осуждать других за мысли и действия, не направленные против вас лично. В большинстве случаев, вы понятия не имеете, что побудило человека поступить именно так. Может, на его месте у вас получилось бы еще хуже?

Итак, в результате вашего осуждения, вы создаете избыточный потенциал вокруг собственной персоны. А как же, ведь получается, что насколько плох ваш подсудимый, настолько же хороши должны быть вы сами. Раз уж у него появились рога и копыта, то вы должны быть ангелом. Ну, а поскольку крылья у вас не растут, вступают в действие силы, стремящиеся вернуть равновесие. Методы этих сил будут разные в каждой конкретной ситуации. Но результат по своей сути будет один и тот же: вы получите щелчок по носу . В зависимости от силы и формы вашего осуждения, этот щелчок может быть либо незаметным для вас, либо таким сильным, что вы окажетесь на одной из худших линий жизни.

Вы сами можете составить длинный список видов осуждения и их последствий, но я для ясности приведу несколько примеров.

Никогда не презирайте людей, за что бы то ни было. Это наиболее опасный вид осуждения, потому что в результате действия равновесных сил, вы можете оказаться на месте того, кого презираете. Для сил это наиболее прямой и простой способ восстановить равновесие.

    Презираете нищих и бомжей? Сами можете потерять деньги и дом, вот и равновесие восстановлено.

    Презираете людей с физическими недостатками? Без проблем, и для вас найдется несчастный случай.

    Презираете алкоголиков и наркоманов? Запросто можете оказаться на их месте. Ведь таковыми не рождаются, а становятся в силу разных жизненных обстоятельств. Так почему эти обстоятельства должны миновать вас?

Никогда не осуждайте своих коллег по работе, за что бы то ни было. В лучшем случае, вы совершите те же самые ошибки. В худшем, может возникнуть конфликт, который ничего хорошего вам не принесет. Можно вылететь с работы, даже если вы абсолютно правы.

Если вы осуждаете другого человека уже только за то, что вам не нравится как он одет, вы сами становитесь в лестнице «хороший – плохой» на ступень ниже его, потому что излучаете негативную энергию.

Если человек гордится своими успехами, или влюблен сам в себя (и это тоже), ничего плохого в том нет. Безотносительная любовь к себе самодостаточна, поэтому она никому не мешает. Равновесие нарушается только в том случае, если завышенной самооценке противопоставляется презрительное отношение к чужим слабостям, недостаткам, или просто скромным достижениям. Тогда любовь к себе превращается в самолюбие, а гордость - в тщеславие. Результатом действия равновесных сил, опять же, будет щелчок по носу.

Презрение и тщеславие – это пороки людей. Животные не ведают, что это такое. Они руководствуются только целесообразным намерением, и тем самым исполняют волю совершенной природы.

Это только в сказках звери изображаются наделенными человеческими качествами. Возьмем гордого, одинокого и свободного волка. Он, с человеческой точки зрения, внушает уважение. А вот толстощекий грызун – он любит набивать себе брюшко, весело верещать и размножаться. Если бы волк питал высокомерное презрение к грызуну, это было бы неестественно и нелепо.

Повернем картину другой стороной. Такого волка можно было бы считать ничтожеством по сравнению с этим толстеньким грызуном, который суетливо копошится и радуется каждому моменту своей жизни, хотя в любой такой момент он может быть съеден.

Все относительно, но эту относительность создает человек в своем воображении. У льва на самом деле нет никакого величия и достоинства. Эти качества ему приписаны людьми. Суслик имеет не меньше достоинства, чем лев.

Дикая природа совершенней разумного человека. Волк, как и любой хищник, не испытывает ни ненависти, ни презрения к своей добыче. (Попробуйте сами испытать ненависть и презрение к котлете.) А вот люди строят свои отношения друг с другом на сплошных избыточных потенциалах.

Величие животных и растений состоит в том, что они его не осознают. Сознание принесло человеку как выгодные преимущества, так и вредный мусор вроде тщеславия, презрения, комплекса вины и неполноценности. опубликовано

Вадим Зеланд


С точки зрения природы, хороших или плохих людей не бывает. Есть лишь те, кто подчиняется законам природы, и те, кто вносит возмущение в сложившееся «статус-кво». Последние всегда в конечном итоге подвергаются воздействию сил, стремящихся вернуть нарушенное равновесие.

Конечно, часто возникают ситуации, когда человек заслуживает осуждения. Именно вашего? Это не праздный вопрос. Если человек навредил именно вам, то это, прежде всего он нарушил равновесие, и вы являетесь не источником нездорового потенциала, а орудием сил, стремящихся вернуть равновесие. Тогда возмутитель спокойствия получит по заслугам, если вы скажете все, что о нем думаете, а то и предпримете определенные действия в разумных пределах. Но если предмет вашего осуждения не сделал конкретно вам ничего плохого, значит не вам его обвинять.

Подойдем к этому вопросу чисто меркантильно. Согласитесь, совершенно бессмысленно испытывать ненависть к волку, задравшему овечку, когда вы наблюдаете за этим по телевизору. Чувство справедливости постоянно толкает нас к осуждению разных людей. Однако это быстро входит в привычку, и многие с годами превращаются в профессиональных обвинителей. Это очень вредная привычка, осуждать других за мысли и действия, не направленные против вас лично. В большинстве случаев, вы понятия не имеете, что побудило человека поступить именно так. Может, на его месте у вас получилось бы еще хуже?

Итак, в результате вашего осуждения, вы создаете избыточный потенциал вокруг собственной персоны. А как же, ведь получается, что насколько плох ваш подсудимый, настолько же хороши должны быть вы сами. Раз уж у него появились рога и копыта, то вы должны быть ангелом. Ну, а поскольку крылья у вас не растут, вступают в действие силы, стремящиеся вернуть равновесие. Методы этих сил будут разные в каждой конкретной ситуации. Но результат по своей сути будет один и тот же: вы получите щелчок по носу. В зависимости от силы и формы вашего осуждения, этот щелчок может быть либо незаметным для вас, либо таким сильным, что вы окажетесь на одной из худших линий жизни.

«Карма» – санскритское слово, означающее буквально «действие». Но смысл, внутреннее содержание этого слова Символ Великого Вселенского Закона. Так как все действия – лишь последствия, вытекающие из предыдущих причин, и каждое последствие в свою очередь становится причиной будущих действий, то идея причинности составляет существенную часть всякого представления о деятельности..

Вот почему слово «карма», или «деятельность», употребляется для обозначения непрерывно связанной цепи причин и последствий, из которых состоит всякая человеческая деятельность. Отсюда выражение: «Это моя карма», или: «Это событие – последствие моего же действия в прошлом» и т.д. обособленной жизни нет; каждая жизнь есть дитя предыдущих жизней и мать всех последующих в той совокупности жизней, которая составляет всю непрерывность существования индивидуума. «Случайности» нет в мире; все происходящее связано с предыдущей причиной или последующим результатом; все мысли и поступки – в причинной связи с прошлым, и они необходимо повлияют и на будущее.

.
Так как наше неведение затемняет наше зрение одинаково как относительно прошлого, так и относительно будущего, события кажутся нам как бы появляющимися из пустоты, как бы случайными, но это – такая же иллюзия, и происходит она из-за недостатка нашего ведения. Как дикарь, незнакомый с законами физической вселенной, считает физические явления беспричинными, а результаты неизвестных ему явлений – чудесами, так и люди, незнакомые с нравственными и духовными законами, не видят, из каких причин исходят жизненные события, а результат неизвестных им духовных законов считают хорошей или дурной судьбой.

.
Знание в физической сфере и возможно только потому, что её законы нерушимы и неизменны. Если бы не было естественных законов, не могло бы быть и знания. Каждый исследователь делает известное число опытов, и из результатов этих опытов он познает, как действует природа. Узнав её действия, он может уже с уверенностью добиваться определенного результата, и, если результат этот не получается, наверное, или пропущено какое-либо необходимое условие, или же расчет был неверен. Тогда исследователь проверяет свои знания, просматривает свои методы и расчеты со спокойной уверенностью, что, если вопрос будет поставлен правильно, природа ответить ему с неизменной точностью. Водород и кислород не дадут ему сегодня воду, а завтра синильную кислоту; огонь не будет сегодня жечь, а завтра замораживать; если вода является сегодня жидкостью, а завтра твердым телом, это потому что окружающие условия изменились, и стоит восстановить прежние условия, как неминуемо появится и прежний результат.

.
Следовательно, карма – есть закон причинности, закон причин и последствий. Этот закон был ясно установлен христианским посвященным, Святым Павлом: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет». Человек посылает беспрестанно силы во все сферы, в которых он действует. Эти силы – по качеству и количеству – последствия его прежней деятельности, и они же являются причинами, которые он вносит в каждый из обитаемых им миров. Причины эти привносят определенные последствия, касающиеся как его самого, так и других, и так как они исходят из него как из центра по всем направлениям его «поля деятельности», то он и отвечает за все истекающие из них последствия. Как магнит имеет свое поле притяжения, площадь, в пределах которой действуют все его силы – то меньше, то больше, соответственно их энергии, – так и у человека есть свое «поле влияния», внутри которого проявляются все его силы. И силы эти действуют по кривым, возвращаясь назад к своему отправителю, к центру из которого изошли.

.
Часто не задумываясь над последствиями слов произнесенных в чей- либо адрес, даже допущенных мыслей, возможно могущих причинить вред человеку, ставшему объектом нашего внимания, мы подвергаемся нарабатыванию кармы осуждения. А, тем не менее, осуждение приносит двоякий вред. Вред осуждения велик к себе и другим.
Осуждение привязывает сознание осуждающего к осуждаемому невидимой цепью, которая не отпустит его, пока не будет погашен вред, им наносимый. В Мире Тонком особенно тяжки эти цепи добровольных осудителей, влекующие их подобно магниту, к своим жертвам. Осудитель страдает больше осужденного, ибо действует явно во тьме против жертвы, часто невинной. И тогда цепи осуждения особенно тяжки.

.
Осуждение наносит двоякий вред: прежде всего осуждаемому, омрачая его и погашая его огни; осуждающий наносит вред и самому себе, ибо допускает в своем микрокосме наличие таких чувств и эмоций, которые делают его неспособным к восприятию Тонких энергий, и уже этим осуждающий себя наказывает.

.
Осуждение вызывает всегда ярое сопротивление и противодействие осужденного, даже если осуждение совершалось про себя, без внешнего проявления. Тайное осуждение не менее вредно, чем произнесенное вслух, столь же вредно и осуждение за глаза.

.
Недостойными словами, словами злобы, ненависти, и подобными им чувствами, человек наносит раны и уколы себе сам. Злобные слова рвут ткань собственного тонкого тела. Получается вред личный, вред пространственный и вред окружающим людям. Часто молчание помогает залечивать поврежденную ткань. Как важно и нужно, чтобы речь всегда была сдержанно спокойной и ровной. В этом отношении вредно также и осуждение, ибо оно открывает ауру осудителя для воздействия извне. Велик вред, причиняемый человеку себе самому, и в результате страдает тонкое тело.

....
Остерегайтесь бессмысленного осуждения. Оно не только содержит свойство разложения, но и отдает слабого осудителя во власть осуждаемого. Слабое, но жестокое сердце может вызвать противодействие ауры осужденного. Обычно осудитель сам не силен, иначе, он не нашел бы времени для осуждения. Несправедливость осуждения, как и всякая ложь, ослабляет и без того ничтожное сознание самовольного судьи, потому вред для него получается чрезвычайный; тогда как неправедно судимый лишь выигрывает, усилив свой магнит привлечением новых аур.

.
Нужно научиться воздерживаться от преждевременных выводов, которые могут оказывать губительные воздействия. Нужно понять вред нелепых осуждений, иначе можно уподобиться человеку, спасенному из воды, который прежде всего начал жаловаться на то, что испорчена одежда. Много раз Мы спасали людей и получали лишь жалобы об испорченной одежде. Нередко жизнь была спасена ценою мизинца, но о нем было больше разговора, нежели о целой жизни.

.
Осуждение есть вызывание тьмы или зла из двойственной людской природы. Так осуждением, и особенно несправедливым, вы можете сделать даже неплохого человека плохим. Нужно быть очень сильным, чтобы внутренне противоборствовать осуждению. И когда вам делают зло, а вы видя это, начинаете думать о нехороших свойствах и злобе делателя зла, вы ухудшаете его темные свойства, усиливаете их и навлекаете на себя ещё большие нападки.

.
«Злобы к врагам не имейте». Это очень важное условие для преодоления их. Лучше мысленно утверждать все, даже малое хорошее, которое в них есть, ибо в каждом человеке есть и Свет, и тьма, и так важно – что вызвать к проявлению. И потребуется ни одна, ни две, а, быть может, много попыток, чтобы превратить бессознательного врага в друга или хотя бы немного его улучшить. Думайте о людях, творя в них Свет, но не тьму. К человеку, хорошо расположенному к нам, мы обычно поворачиваемся лучшей стороной своего характера. Так поступают обычно и другие люди.

.
«Люблю неправых в жизни излечить любовью». Любовь не знает осуждения. Любовь из двухполюсного внутреннего мира человека вызывает к утверждению элементы Света, доброе начало, лучшее, что есть в человеке.

.(По материалам Елены Рерих «Грани Агни-Йоги»

Публикации по теме