Учительские университеты. Тренинги и упражнения на выявление лидерских качеств Упражнения на развитие лидерских качеств

Подготовила педагог- психолог

I категории

МБОУ «Петровская школа №1»

Коваль Инна Викторовна

2016 г.

Тренинговое занятие «Формирование лидерских качеств у подростков»

Цель: .Расширение представлений о лидерстве как способах организации и управления малой группой.

Активизация лидерского потенциала как совокупности умений самоуправления и управления другими людьми. Участникам дается возможность увидеть со стороны свои лидерские склонности, определить для себя свои сильные и слабые стороны относительно лидерства в тех или иных ситуациях.

Овладение техниками лидерского влияния и сплочения группы, развитие лидерских умений.

Быть лидером.

Для одних в этом словосочетании заключена вся сладость обладания властью, влияния на людей, ощущения безграничности возможностей, несуществующих - потому что все по силам - границ... Некая сверхчеловеческая, гипнотическая, сверхсильная чудесная способность чувствовать себя не "ветошкой", а "право имеющим"...

Быть лидером... Для тысяч эти два слова связаны с липким страхом ответственности за что-то или за кого-то, с бессонницей, истерическим ожиданием того, что кто-то призовет к ответу, заставит вести за собой, руководить, соответствовать, когда невозможно отсидеться в стороне.

Быть лидером - значит научиться быть им, ведь лидерами не рождаются, ими становятся. Личность воспитывается и формируется в течение всей жизни.

Природные предпосылки ума, характера, влияние окружения - только старто​вая площадка для разбега. В остальном этот мара​фон предполагает долгое дыхание и недюжинные мо​ральные и физические силы для тренировок, кото​рые приведут в итоге к достижению поставленной цели.

Обсуждение правил работы в группе

Разминка. Знакомство участников.

Упражнение «Ты и твое имя»

Цели:

Развить самостоятельность, творческий подход к заданию, лидерские навыки у участников тренинга;

Потренироваться в самооценке и самопрезентации.

Размер группы: не важен.

Ресурсы: бумага и ручка для каждого игрока. Время: 15 минут.

Ход упражнения

Положите перед собой лист бумаги и напишите на нем по вертикали ваше имя. Сосредоточьтесь! У вас есть 5-10 минут, чтобы написать против каждой буквы качество своего характера, которое вы в себе знаете и цените.

Пример:

М - мечтать (умею)

И - интеллигентность

X - харизма

А - активная позиция в коммуникации

И - интеллект

Л - любовь к жизни

Пусть после завершения индивидуальной работы участники представят полученные результаты товарищам по группе, записав их на доске.

Диагностическое упражнение.Тест «Лидер ли ты» проложение 1

Упражнение «Какими чертами характера должен обладать лидер»

На фигурке человека написать черты характера, которыми должен обладать лидер.

Обсуждение. Затем напротив каждого определения поставить «+» или « - « в соответствии с тем обладает ли участник этим качеством. Это упражнение помогает участникам проанализировать свои личностные качества и побуждает к самообразованию.

А теперь давайте перейдем к следующему заданию.

Просим участников тренинга сесть поудобнее, сосредоточиться и представить себе, как бы они продолжили предложение "Когда я думаю о лидере, то я представляю себе...". Кого рисует память? Чья личность приходит на ум? Расскажите об этом лидере,его стиле общения с другими людьми и определите к какому стилю лидерства принадлежит ваш персонаж.

Стили: 1. Авторитарный стиль (жёсткая манера поведения, лидер берёт на себя ответственность за происходящее)

2. Демократический стиль (ориентация и на достижение цели, и на сохранение отношений с людьми)

3. Ситуационный стиль (лидер гибко меняет стратегии влияния- основывается это на учёте своих психологических особенностей).

Упражнение «Отгадай героя» Приложение 2

Цель: развитие коммуникативных навыков, закрепление стилей лидерства

Задача- выбрать 10 членов группы и написать или прикрепить картинку кого то из героев мультфильма. После этого лист прикрепляется булавкой на спину участника, который не видит, кто на нём изображен. Когда у каждого на спине прикреплён лист, группа начинает ходить по комнате, пытаясь отгадать героя. Задача каждого узнать,какой герой прикреплен у него на спине. На вопросы можно отвечать «да», «нет».После того, как герои отгаданы, ведется обсуждение, какой стиль лидерства у каждого героя.

Если.., то

Если ты надел львиную шкуру, то почувствуй себя львом!

Восточная мудрость

Цели:

- способствовать мобилизации творческой фантазии участников в ходе решения задачи, связанной с эффективными переговорами;

Закрепить в членах тренинговой группы чувства нацеленности на успех;

Потренировать умение использовать опыт для решения актуальных задач.

Основная идея этого упражнения заключается в развитии умений участников тренинга использовать "якорь" - один из инструментов в практике нейро-лингвистического программирования. Смысл ее состоит в том, что люди изначально обладают необходимыми ресурсами для эффективной деятельности. Задача тренера - актуализировать эти возможности, вытащить их "из запасника", превратив в практически применяемый инструмент. "Якорь" - способ установления связи между эмоциональными состояниями и какими-то объективными или субъективными признаками. " Например, актеры, представляя себя в предлагаемых обстоятельствах, умеют создать убедительный драматический образ, ставя себя в ситуацию (место, событие, время года, цвет мебели, полученное сообщение и т.д.), которая вызовет то или иное эмоциональное состояние. Закрепление в памяти ощущений, возникающих, предположим, при посещении кабинета зубного врача, способно вызвать у нас абсолютно сходную реакцию, когда мы лишь вообразим реальное действие. Спортсмен, нацеленный на победу в соревнованиях, может представить себе эмоциональный подъем, который он испытывал, стоя на пьедестале почета после выигранного состязания. Этот "якорь" даст ему настрой на победу. "Якоря" могут быть визуальными, аудиальными, связанными с осязательными, обонятельными или вкусовыми ощущениями, когда-то испытанными и осевшими в памяти. Их применение говорит о развитом умении устанавливать и закреплять в мозгу определенные ассоциативные связи, формирующие ответные поведенческие реакции.

Размер группы: желательно не очень большой. В противном случае стоит разбить большую команду на подгруппы по четыре-пять человек в каждой.

Ресурсы: доска, маркеры, бумага, ручки для каждого игрока.

Время: 15-40 минут.

Ход упражнения

Каждый из участников в течение пяти минут должен вспомнить и записать на листе бумаги логическое продолжение формулы "Если.., то...". Естественно, можно связать это предложение с абсолютно любым событием или фактом эмоционально-психических реакций человека. В данном случае мы займемся конкретной темой: готовностью к ведению переговоров, наукой убеждать. Поэтому просим участников тренинга сосредоточиться на их опыте и записать наблюдения, которые связаны для них с показателем успешности переговоров, например: "Если партнер смотрит мне в глаза, я чувствую, что он сосредоточен на моих аргументах", "Если при первом рукопожатии я ощущаю энергичную доброжелательность собеседника, я верю в то, что встреча закончится удачно", "Если я вошел в комнату для переговоров с правой ноги, то это примета успеха", "Если по дороге к клиенту, с которым я должен подписать контракт, мне встречается на улице блондинка, я уверен, что закончу встречу успешной продажей".

Таких примет успеха должно быть у каждого не меньше пяти. Обязательно, чтобы каждый пункт основывался не на неких глобальных представлениях, а на собственном, пусть даже очень субъективном, опыте успеха каждого из членов команды.

После окончания индивидуальной работы объединяем игроков в четверки-пятерки и просим обменяться своими "якорями", рассказать о приметах успеха товарищам.

Третьим этапом упражнения становится общегрупповая дискуссия. Предлагаем высказаться в свободной форме и записываем на доске/флип-чарте особенно яркие, неожиданные, экстравагантные признаки победы, которые связаны у членов группы с удачей в переговорах.

Рефлексия. Упражнение «Связующая нить»

Размер группы: не важен

Ресурсы: клубок ниток

Время: 5 минут

Ход упражнения :

Встать в круг и беря в руки клубок ниток, оставляя нитку в руках, говорить о том, что понравилось и пожелания группе, и передать клубок дальше.

ПРИЛОЖЕНИЯ



Тест «Лидер ли Вы?»

1.​ Еще в детстве необходимость подчиняться другим людям была для меня проблемой.

2.​ Думаю, что прогресс в науке и культуре немыслим без людей с развитыми потребностями властвовать над другими.

3.​ Думаю, что настоящий мужчина умеет подчинять своей воле женщин.

4.​ Честно говоря, не люблю, когда близкие опекают.

5.​ Согласен(на) с утверждением, что истинная натура женщины - покорность.

6.​ Не все, возможно, догадываются, что брать все на себя мне приходится из-за постоянных опасений за благополучие родных.

7.​ По-моему, большинство проблем возникает из-за недостатка лидеров с "железной рукой".

8.​ В трудных ситуациях, требующих быстрого решения, мне обычно не надо много времени, чтобы поступить правильно.

9.​ Знаю, что люблю и могу руководить другими людьми.

10.​ Не умею и не хочу открываться до конца не перед кем.

11.​ Мне приятны мечты о "тихой пристани".

12.​ Думаю, что подчиненному необходимо уметь выполнять любые приказы начальника.

13.​ Возможно, это странно, но в отношениях с близкими мне людьми испытываю внутреннее сопротивление, когда вынужден(на) просить о чем-то.

14.​ Часто бывают ситуации, когда кто-то ждет от меня объяснений, хотя, на мой взгляд, все и так ясно.

15.​ Мне кажется, что мой характер похож на характер отца (матери), который(ая) был(а) опорой в семье.

За каждый ответ

"да" - 10 очков
"не знаю" - 5 очков
"нет" - 0 очков.

150-100 очков: Ваши ответы рисуют образ великого диктатора, который считает, что знает, как есть и как должно быть. И такому поведению Вы легко находите оправдание. Вы умеете убеждать и руководить другими, заставить выполнить работу в срок. Но иногда что-то в тоне, взгляде, жесте Ваших "подчиненных" говорит: дай передохнуть!

99-50 очков: Гармония и решительность, мудрость и расчет, умение дать мудрый совет - вот Ваши главные достоинства. Если необходимо - руководите, если нужно - уступаете, всегда принимая во внимание чужое мнение и желание. Но только Вам известно, всегда ли Вы добиваетесь цели достойными средствами.

49-0 очков: Ваши ответы характерны для "психологического ужа". Вы способны проглотить любой упрек, даже если это не обязательно, всем пожертвовать, хотя этого никто не требует. Часто, чувствуя собственное бессилие, Вы способны на... решительный поступок. Испытывая беспомощность, ищите в других недостающие Вам черты характера. И в этом находите смысл и надежду на лучшую для Вас жизнь.

Начну с истории лидерских и командных тренингов в России за период с 1995 года по 2017 год. За это время прошли четыре этапа трансформации программ по лидерству.

Как стать лидером. Тренинг лидерстваСуть каждого этапа трансформации:

  • Наполнение программ каждого этапа.
  • Ключевые источники идей каждого этапа.
  • Эталоны лидерства на каждом этапе.
  • Особенности ключевых терминов каждого этапа.

Друзья, я хочу рассказать о своем двадцатилетнем опыте проведения тренингов по лидерству и командообразованию в корпоративном формате и открытых дверей. За эти годы я провел более трехсот тренингов по эти темам. Вышли мои четыре книги: «Вожак. Лидер в России», «Поднимись над толпой», «Как стать первым». «На липку взобраться…». В популярном журнале печаталась серия моих статьей «Школа лидеров в России».

На основании своего опыта проведения тренингов я условно выделил четыре основных этапа в трансформации программ тренингов.

Первый этап – с начала девяностых годов. Суть программ – триединство в лидерстве: видение лидером будущего, воодушевление людей, построение команды. Плюс еще ситуативное лидерство. Куда же без него)))

В это время в России несколько иностранных специалистов вели лидерские тренинги: Мэрилин Аткинсон, Керк Ректор, команда тренеров «Life spring вторая ступень». Наши тренеры многое брали из программ этих экспертов.

Базовые навыки лидера, которые тренировались на тренинге:

  • навыки коммуникации: ораторика, умение мотивировать, убеждать;
  • навыки принятия решений;
  • «внутренний стержень»: уверенность, стойкость, решимость;
  • разработка имиджа лидера;
  • создание ценностного ядра команды;
  • формирование команды.

По законам жанра, параллельно лидерским программам проходили тренинги по созданию команд, teambilding, которые включали в себя навыки эффективной коммуникации и навыки командного взаимодействия в ходе работы над проектами.

В режиме соревнований между командами использовал следующие игры: «Башня», «Мост», «Самолет», «Кораблекрушение», «Выборы», «Мусорщик».

Лично я всегда старался объединить лидерские программы и программы командообразования. Я уверен, что нет лидера без эффективной команды, как нет и результативной команды без лидера.

Кто был кумиром, эталоном лидерства в то время? Чаще всего политики – Борис Ельцин в лучшие времена, Александр Лебедь, Борис Немцов. Американские политики – Билл Клинтон. Для сотрудников компаний МЛМ – это лидеры аналогичных компаний. Для предпринимателей – Ричард Бренсон, Артем Тарасов.

Основные термины тех лет: лидер, лидерство, видение, визионерство, харизма, имидж, ораторика, команда, тимбилдинг, сплоченность, ценности, пирамида Маслоу. Анализирую терминалогию собеседника, вы быстро поймете в теме ли он, или живет еще в рамках старых подходов к лидерству десятилетней давности. Он знает современные тренды?

Второй этап – с 2000 года по 2007 год. Суть этого этапа – фокус на технологическое лидерство. Акцент делался на развитии управленческих функций лидера:

  • постановка целей, планирование;
  • организация работы команды;
  • мотивация членов команды;
  • оценка и контроль работы персонала.

Компетенции лидера соотносились с характеристиками эффективного управленца:

  • умение делегировать;
  • навыки проведения совещаний;
  • рычаги власти;
  • использование позитивной обратной связи;
  • умение принимать быстро и правильно решение;
  • навыки решения конфликтов;
  • тайм менеджмент.

Программы по теме лидерства обязательно включали модули, посвященные развитию управленческих компетенций: умение планировать задачи, вести проекты, делегировать, проводить совещания, контролировать исполнение поручений, использовать баланс поощрения и наказания, немонетарную мотивацию, решение конфликтов.

Материалы для тренингов брали из книг:

  • «Эффективный управляющий» Питер Ф. Друкер.
  • «Развитие лидеров: Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей» Ицхак Калдерон Адизес.
  • «Конкурентная стратегия» Майкл Портер.
  • «Лидерство изнутри» Питер Бендер и Эрик Хеллман.

Эталоны лидерства этого этапа. Американские миллиардеры – Стив Джобс, Билл Гейтс. Наши политические лидеры – Владимир Путин и Дмитрий Медведев пользовались огромной популярностью у молодежи в начале 2000-ых годов.

На этом этапе появились новые программы для тренингов лидерства и построения команды, нацеленные на сплоченность сотрудников, которые проходили в режиме экстрима – веревочный курс, сплав на плотах, командное выживание в лесу, пейнтбол.

Я c удовольствием использовал командные игры собственного изготовления: «Полоса препятствий», некоторые элементы которой взял из подготовки спецназа, «Мусорщик», «Выживание в лесу».

Ключевые термины этого этапа: стратегическое мышление, оперативное управление, управленческий контур, цикл Деминга, цикл Колба, матрица Джохари, матрица Эйзенхауэра, матрица Декарта, пять вопросов Портера, четыре вопроса Друкера, тайм-менеджмент, модель Канвас.

Третий этап – с 2007 года по 2014 год. На рынке появились новые программы: «Эмоциональный интеллект лидера», «Вовлекающее лидерство», «Лидерство в стиле коучинг», «Дизайн мышление».

Многие подходы, принципы, инструменты взяты из книг:

  • «Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта» Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки.
  • «Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом» Джон Уитмор.
  • «Живая организация. Компания как живой организм» Кристофер Мейер. Стэн Дэвис.
  • «Дизайн мышление в бизнесе» Том Браун.
  • «Спиральная динамика» Дон Бек.

Суть этого этапа – некоторый отход от формализованного управления командой и фокусирование на эмоциях, ценностях, смыслах сотрудников, особенностях корпоративной культуры. Сюда можно отнести и Executive presence leadership.

Продвинутые лидерские программы, используя системный подход, растягиваются на год и состоят уже из нескольких модулей: стандартные тренинги лидерских компетенций, персональный коучинг лидерских навыков, командный коучинг, работа с ментором, ведение специальных проектов совместно с командой, обучение на разборе бизнес кейсов, проведение стратегических, трансформационных сессий.

К старым компетенциям лидерства прибавились новые компетенции:

  • тьюторство развития эмоционального интеллекта;
  • персональный и командный коучинг;
  • умение вести фасилитационные сессии;
  • навыки дизайн мышление, умение разрабатывать и вести сложные проекты;
  • анализ и корректировка корпоративной культуры организации.

Появляются и новые командные тренинги: командные игры в режиме бизнес-симуляции с использованием специальных компьютерных программ. Набирает обороты и тренд диджитализации бизнес-коммуникаций.

Лидеры работают со своей командой в онлайн режиме: вебинары, конференции, совещания, консультации, использование CRM систем.

Наиболее продвинутые лидеры активно создают сообщества в социальных сетях, ведут блоги, создают каналы на youtube.

Эталоны лидерства этого этапа: Илон Маск, Сергей Полонский, Михаил Прохоров, Евгений Чичваркин (правда, траектория жизни трех последних дала сбой по разным причинам).

Ключевые термины это периода: эмоциональный интеллект, тьюторство, коуч, коучинг, колесо жизненного баланса, модель ГРОУ, Пирамида Дилтса, фасилитация, дизайн мышление, осознанность, ответственность, вовлеченность, сайт, интернет, социальные сети, инфобизнес, стартап, спиральная динамика, живые организации. Можно еще долго продолжать, но не буду утомлять читателей.

Лидеры, особенно компаний МЛМ, сами активно развивают свои команды, систематически проводя тренинги лидерства, продаж, переговоров, ораторики, командообразования. Лидеры обучают свою команду интернет-технологиям.

Четвертый этап – с 2014 года. Доминирующий тренд этого этапа пока остается в лидерских программах на рынке – Agile Leadership. Развиваются умения лидера – гибко работая в команде, разрабатывать, вести, успешно завершать инновационные, системные проекты в короткие сроки с оптимальным результатом. Суть этого этапа – вновь возвращение к технологичности лидерства, но уже на более высоком уровне.

Необходимые компетенции современного лидера:

  • системность мышления;
  • креативность, дизайн-мышление;
  • критичность мышления;
  • эмоциональный интеллект;
  • самообучаемость лидера;
  • коучинговый и фасилитационный стили управления;
  • Agile подход в работе с командой;
  • навыки работы в онлайн режиме обучение персонала, совещания, форумы, конференции.

Настоящий этап включает следующие ключевые тремины: канбан, эджайл, скрам, интерации инкремент, бэклог, спринт, ретроспектива, истории пользователя, картирование, Agile coach, бирюзовые организации, гибкое управление.

Список книг, из которых черпают подходы, принципы, инструменты современного управления современные лидеры.

  • «Постигая Agile. Дженифер» Эндрю Стеллман.
  • «Канбан» Джон Андерсон.
  • «SCRUM» Pеволюционный метод управления проектами Джефф Сазерленд.
  • «Открывая организации будущего» Фредерик Лалу.
Я принимал участие в качестве эксперта в соревнованиях Вusiness Вattle в 2017году. Это чемпионат по стратегии и ведению бизнеса, проводимый РАНХ и ГС, который проводится уже много лет. Это соревнование на базе Вusiness simulation (международная компьютерная программа), которая моделирует деятельность производственной компании.

Цель игры – научить участников принимать конструктивные и эффективные управленческие решения в условиях жесткой конкуренции на рынке. Первые впечатления: хороший инструмент для обучения ведению бизнеса. Данная программа тренирует следующие компетенции:

Для лидеров становится нормой – обучение персонала, конференции, совещания, фасилитационные сессии в удаленном доступе.

  • Лидерские программы и программы командообразования постоянно проходят апгрейд и сменяющиеся периоды фокусируются то на рациональности и технологичности лидерства, то на гибком управлении c опорой на использование эмоций, ценностей, смыслов.
  • Делается фокус на развитии осознанности, ответственности членов команды и их самоорганизации и самообучаемости.
  • Лидерские программы становятся системными, включающими несколько модулей с разными принципами и инструментами обучения, а точнее развития.
  • Тренд онлайн формат взаимодействия лидера с командой становится повседневностью.
  • Лидеры максимально используют возможность развития сообществ в социальных сетях, выступая как лидеры мнений, активно взаимодействуют с целевой аудиторией.
  • Лидеры активно обучают и развивают свои команды, проводят обучение в режиме онлайн и офлайн.
  • Использование бизнес-симуляторов в командных тренингах становится повседневностью.
  • Срабатывает закон «Отрицание отрицания». Трансформация идет по спирали. Предыдущий этап не отрицается следующим этапом, а дополняет предыдущий этап трансформации тренинговых программ. Технологии управления командой и проектами в синергии с раскрытием потенциала сотрудников с максимальной вовлеченностью в жизнь компании.

ИГРЫ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРА.

«Ехали цыгане»

Вожатый предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания 3 – 5 минут. Интерпретация: кучер – на данный момент главный лидер – организатор в отряде, стены и крыша – те, на кого можно положиться, хорошие исполнители. Колеса, телега, лошади – те, на ком все стремятся “ехать”, и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга. Жеребенок – “выпавший”, но с претензиями на лидерство. Пассажиры – основная масса. По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.

«Карабас»

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы - куклы. Я произнесу слово «КАРА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции». В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного - проводить игру, второго - внимательно наблюдать за поведением ребят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству, ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «совестливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще. Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

«Положи руку»

Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в отряде, который им более всего симпатичен (душа отряда), а левую на плечо тому, кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый определяет, кто есть кто подсчетом рук. Как правило, не бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в конце организационного периода.

«Постройся по»

Участвуют 2 команды. По хлопку ведущего должны построиться по:1) цвету волос (от светлого к темному или наоборот),2) по размерам обуви (от меньшего к большему),3) алфавиту;4) длине волос, 5) цвету глаз (от светлого к темному или наоборот).

«Скульптура»

Вожатый предлагает ребятам построить скульптурную экспозицию “Наш отряд в лагере” в течение 5 минут. По тому, кто возьмет на себя роль прораба, судят о лидерах.

«Сделай шаг вперед»

Ребята становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1. Поверьте, что лидеры – организаторы и эмоционалы сразу хорошо выявляются.

«Начали »

Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: "Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую "Начали!". Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание". Таким образом, вы создадите дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. "Начали!" Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то догово-риться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ. Здесь необходимо, чтобы ни о чем, не договариваясь, быстро встали пол-команды. "Начали!"

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и "заяц". Итак, кто быстрее?! Обычно, функции организатора опять же берёт на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль "зайца". Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

ЧЕТВЁРТОЕ ЗАДАНИЕ. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трёхместный номер, два двухместных номера и один од-номестный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. "Начали!" Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо "отверженным". Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трёхместные, двухместные и один одноместный.

ВЕРЁВОЧКА.

Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.) Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: "Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник". Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

«Енотовы круги»

Всем ребятам вашего отряда предлагается встать в один круг, взяться за руки. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не отпуская руки, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

«Волшебный мячик»

У вожатого в руке мячик (сделанный из одного листа бумаги формата А4). Называя свое имя, он кидает мячик любому ребенку из круга, ребенок другому. Мячик должен пройти всех ребят. Затем вожатый дает следующие задание: «Теперь мячик должен пройти всех вас в том же порядке за 1 минуту». После того как у них это получилось, вы сокращаете время: 30 секунд, 3 секунды и 1. Знайте, что это возможно. Во-первых, ребята могут двигаться. Во-вторых, мячик должен пройти все руки. В-третьих, его нельзя взять одному ребенку и провести по ручкам остальных. Вам необходимо добиться того, чтобы ребята собственными, размышлениями и пробами дошли до следующего решения: Соединяя руки всех участников, построили колодец. Варианты могут быть и другие, придумайте.

«Карета»

Все ребята делятся на две команды. И каждой команде на ушко вы даете одинаковое задание – построить карету из людей. Время на подготовку 2 минуты. Очень важно следить за всем процессом, который происходит в командах: кто руководит, кто придумывает, кому все равно, кто строит всех членов команды. За время подготовки можно четко увидеть большую часть детей, выбрать лидеров.

«Фотограф»

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

«Пчелка»

Чертится круг. Дети становятся по контуру круга. Им предлагается закрыть глаза, жужжать и двигаться в любом направлении. Затем дается команда «Стоп!» и все остаются на своих местах. Те, кто стоит в центре круга или ближе к центру круга являются по своим возможностям лидерами. Те, кто стоит по линии круга, обладают чертами лидера, но по ряду причин могут быть и могут не быть лидерами (не всегда стремятся к этому). Те, кто стоит за кругом, не стремятся быть лидерами. Кто стоит очень далеко от круга, одинокие люди.

Тренинг «Лидерство. Развитие лидерских качеств»
Цель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала у молодежи, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать.
Раздаточный материал: листы А4, ножницы, фломастеры, двусторонний скотч, ручки, листы ватмана, клей, маркеры, рекламные проспекты, журналы, газеты, энергичная музыка.
Продолжительность занятия: 1 час
Ход занятия
I.Знакомство, разминка
Упражнение “Аквариум”
Участникам группы раздаются листы, ножницы, фломастеры. В течение 10-15 минут они должны решить, рыбкой какой породы они будут на данном занятии, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней имя участника, породу рыбки.
На следующем этапе каждый из участников должен прикрепить свою рыбку на стену (лист ватмана), которая является образом аквариума. В какое место приклеить рыбку – каждый решает сам (кто-то поглубже, кто-то у поверхности), кто-то в водорослях, кто-то среди камней. Так же участники должны назвать своё имя и рассказать, что эта рыба ищет в аквариуме, как представляет своё существование среди других рыб.
Обсуждение. Какие же рыбки живут в нашем аквариуме?
Озвучивание ведущим правил работы в группе 2 мин
- Доверительный стиль общения
- Персонификация высказывания “от собственного имени”.
- Недопустимость оценок в адрес другого.
- Активное участие во всех упражнениях.
- Уважение к говорящему, принцип активного слушания.
Обсуждение правил и принятие их на время тренинга.
II. Основная часть.
Ведущий. Тема нашего сегодняшнего занятия - “Лидерство”. Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос: “Кто такой лидер, какими качествами он должен обладать?” У вас будет возможность проявить лидерские качества, поупражняться в умении убеждать – навыке, необходимом для лидера.
Понятие «Лидер» (3 мин)
Ли́дер (от англ. leader - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
В психологии приняты различные классификации лидеров:
по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);
по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);
по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д. Лидер может быть одновременно и официальным руководителем группы.
Различают:
формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
неформальное лидерство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.
Выделяют стили лидерства:
Авторитарный - установление жёсткой дисциплины, чёткое распределение обязанностей, лидер не вступает в дискуссии, не прислушивается к мнению группы, навязывает свое мнение.
Демократичный - лидер советуется с коллегами, прислушивается к их аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы.
Либеральный - лидер не предъявляет никаких требований к членам группы, ни на что не настаивает, принимает все предложения членов группы, не конфликтует. Группа практически не организованна, разобщена, функциональные обязанности в группе распределяются хаотично.
Упражнение “Лидер - это”
Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 15-20 минут они готовят в небольших группах некий коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах. Тема работы – “Я-лидер!”. В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о своих способностях вести за собой людей, руководить ими. Пока группа работает, в комнате звучит фоном энергичная, ритмичная музыка, создающая рабочее настроение, поддерживающая творческий настрой участников.
Обсуждение. В заключение на листе ватмана записываем набор лидерских качеств. Итак, “Лидер-это…”.
Тест “Лидер ли я?” 10 мин
Предлагаю пройти Вам следующий тест, который поможет определить уровень развития лидерских способностей. Даже если у Вас не так сильно развиты признаки руководителя, систематическая работа над собой не помешает, так как это поможет Вам повысить умение влиять на окружающих.
За каждый ответ “Да”-поставьте себе 1 балл, за “Нет”-0. Подсчитайте общее количество.
1. Любите ли Вы находиться в центре внимания, выступать на сценах?
2. В трудных ситуациях Вам не требуется не так много времени для принятия решения?
3. Испытываете ли Вы удовольствие, если у Вас получается убедить кого-либо, даже если он сильно возражал?
4. Еще в детстве Вам было тяжело подчиниться чужим правилам игры?
5. Вы можете самостоятельно мотивировать себя и окружающих, а также направлять на какие-либо действия?
6. Вы всегда сохраняете хладнокровие?
7. На вечеринках Вы занимаете такое место, чтобы быть в центре внимания и видеть всех гостей?
8. Вы с удовольствием участвуете в спорах, дискуссиях. Доказываете свою точку зрения до конца?
9. У Вас громкий голос и за словом в карман Вы не полезете?
10. Вам не нравится работать в подчинении, Вы подумываете о собственном бизнесе, либо он у Вас уже есть?
11. Вы всегда покупаете лишь то, что Вам, действительно нравится, не зависимо от интересов других?
12. Способны ли Вы в короткое время совершить кардинальные изменения в своей жизни?
13. Вам тяжело просить о чем-либо, предпочитаете самостоятельное выполнение действий?
14. Вы хорошо разбираетесь в психологии и знаете, как к кому подойти?
15. Вы проводите время с толком и не терпите, чтобы его занимали ненужными разговорами?
А. Более 14 баллов. Высокая степень лидерства. Вы обладаете всеми качествами лидера, умеете руководить, манипулировать людьми, работа Вашей команды всегда сдается в срок. Вы талантливы и без проблем добьетесь успеха в этой жизни. Вы прирожденный лидер.
Б. От 9 до 13 баллов. Средняя степень лидерства. Гармония и решительность. Доброта и умение найти нужный подход к людям-вот Ваши главные достоинства. Вы можете без проблем руководить людьми, но также без проблем сможете подчиниться, если того потребуют обстоятельства. Умение найти золотую середину-очень важно в жизни, особенно для женщин.
В. Менее 9 баллов. Низкая степень лидерства. Вы способны поглотить любой упрек, направленный в Вашу сторону. Готовы пожертвовать собой, сможете помочь в трудную минуту. Я бы порекомендовала Вам больше верить в себя, свои силы. Больше уважать себя и ценить свое время.
Упражнение “Без командира” 15 мин
Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.
В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.
Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!
- Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.
Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность. Постройтесь, пожалуйста:
- в колонну по росту
- в два круга
- в треугольник
- в шеренгу по росту
- в четыре колонны с одинаковым количеством участников
- в шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос
Обсуждение. Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему?
Кто из вас лидер по натуре?
Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения?
Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?
Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?
Заключительная часть.
Упражнение “Свеча” 5 мин
Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события? Кого вы считаете лидером сегодняшнего тренингового занятия?»”.

Класс:

Лидерство - желанная цель для многих. Лидера уважают, прислушиваются
к его замечаниям и советам, пытаются ему подражать и дружить с ним.

Пояснительная записка.

Современное общество требует от человека наличия таких качеств, как решительность и целеустремленность, которые в совокупности с другими навыками формируют в человеке лидера. Общество требует от своих граждан наличие “активной гражданской позиции”, что подразумевает в числе прочих наличие своего мнения и умения отстаивать его; решимость в достижении намеченных целей, стремление вперед. Наличие такой позиции у человека есть проявление “лидерских” качеств личности.

Секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, их ощущения своего роста и движения вперед. Детям нравиться быть в роли победителя. Но, столкнувшись с трудностями и неудачами, они могут испытывать отрицательные эмоции разочарования и страха. Наша задача показать детям, что каждый может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал. Главное определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил и достижения успеха. В подростковом возрасте у человека появляется потребность в сотрудничестве с людьми, в укреплении связей со своей социальной группой, в проявлении чувства единства и сотрудничества.

Подростковый возраст чрезвычайно важный период в становлении личности. В этот период происходит расширение жизненного пространства, социального окружения.

Развитие лидерских качеств у подростков ярко выражено: уже в школе видно, кто из детей раскрывает свой внутренний потенциал или хотя бы пытается, а кто и вовсе не видит в этом необходимости. Хорошо, если ребенок стремится быть лидером, быть первым в своей компании. Данная программа тренинговых занятий разработана для воспитания ответственных, инициативных, творческих, целеустремленных лидеров. Программа ориентирована на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка. Курс занятий сможет помочь подросткам более полно и объективно осознавать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично – и общественно полезной деятельности.

Цель: создание условий для реализации лидерского потенциала подростка через активное включение его в коррекционно-практические занятия.

  • Развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми;
  • Развитие активной социально-психологической позиции участников тренинга;
  • Сплочение группы;выявить первичный уровень знания подростком собственного лидерского потенциала;
  • создать благоприятные условия для выявления и реализации ребенком лидерского потенциала;
  • организовать занятия по овладению подростками знаниями, методиками и формами развития собственного лидерского и организаторского потенциала;
  • определить вместе с подростком пути дальнейшей реализации лидерского потенциала.

Целевая группа: дети школьного возраста (13–16 лет).

Необходимый материал: спички, свечка, карандаши, фломастеры, бумага, ватман, карточки с эмоциями.

Продолжительность тренинга: 5 дней, 1 час ежедневно. Количество человек в группе: 10-15.

Занятие 1. Лидер – кто он?

Цель: знакомство, создание атмосферы доверия и взаимопонимания; побуждение интереса к занятиям; актуализация знаний о лидерстве, развитие коммуникативных способностей.

Материал: спички, карточки с эмоциями, свеча.

1. Знакомство.

Каждый участник рассказывает о себе, пока горит спичка.

Имя. Кто по знаку зодиака?

Любимое время года, блюдо, хобби?

Какое качество своего характера вы считаете наиболее ценным?

2. Снежный ком.

Участник называет свое имя и свое качество на первую букву имени. Следующий участник повторяет предыдущего и называет свое имя и качество. Последний участник должен повторить имена и качества всех участников.

3. Принятие правил работы в группе:

Доверительный стиль общения

Общение по принципу “Здесь и сейчас”.

Персонификация высказывания “от собственного имени”.

Недопустимость оценок в адрес другого.

Активное участие во всех упражнениях.

Уважение к говорящему, принцип активного слушания.

Обсуждение правил и принятие их на время тренинга.

4. Дискуссия “Кто такой лидер”.

Лидер это авторитетный человек, которому доверяют в коллективе, с мнением которого считаются и позволяют принимать решения за весь коллектив. Лидера никто не назначает, не выбирает, он появляется в ходе развития отношений в коллективе. Лидер принимает решения, ведет за собой весь коллектив, чувствует настроение окружающих, участвует в решении конфликтов, несет большую ответственность за свои поступки, чем другие люди в коллективе. Коллектив доверяет ему. Бытьлидером нелегко, почему же у некоторых это получается само собой? Можно ли добиться признания и повести за собой весь класс?

Давайте по-рассуждаем, как стать лидером в коллективе, а для начала выясним, как вы понимаете, кто такой лидер (ответы уч-ся). В психологии принято различать следующие типы лидеров..

  • Эмоциональный лидер – умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе;
  • Лидер-критик – умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны;
  • Лидер-интеллектуал – умеет продуцировать разные позитивные идеи;
  • Лидер-организатор – умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками;
  • Лидер-исполнитель – умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности;

Все это требует наличие определенных качеств, включая смелость, представительность, умение не отклоняться от поставленной цели, понятливость, энергичность, аналитические способности, уверенность в собственные силы, организаторские способности, сильная воля.

5. Упражнение “Передать одним словом”

Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово “Здравствуйте” с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.

Та же задача только теперь читаем короткий стишок “уронили мишку на пол”.

Список эмоций.

  • Радость.
  • Удивление.
  • Сожаление.
  • Разочарование.
  • Подозрительность.
  • Грусть.
  • Веселье.
  • Холодное равнодушие.
  • Спокойствие.
  • Заинтересованность.
  • Уверенность.
  • Желание помочь.
  • Усталость.
  • Волнение.
  • Энтузиазм.
  • Рефлексия:

Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Помимо общения словами, есть не вербальное общение.

Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.

6. Упражнение “Всеобщее внимание”

Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

Рефлексия: (5 минут)

Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств?

Занятие 2. Чемодан лидера.

Цель: развитие коммуникативных и организаторских качеств; создание атмосферы доверия; развитие.

Материал: текст прогноза погоды, свеча.

1. Нетрадиционное приветствие.

Хаотично передвигаясь по комнате, участники при встрече с кем либо приветствуют его следующим образом:

  • Кивком головы;
  • Улыбкой;
  • Глазами;
  • Рукопожатием;
  • Прикосновением плечом к плечу;
  • Прикосновением спины к спине;
  • Прикосновением коленки к коленке.

2. Меняются те, кто...

Один участник – ведущий. Стульев на одного меньше. Ведущий продолжает фразу “меняются те кто...”. Те, кто подходят под признак – меняются местами. Ведущий старается занять свободное место. Тот, кто не успел занять стул, становится ведущим.

3. Чемодан лидера.

Упражнение 1. Прочитайте любой текст, хотя бы прогноз погоды, шепотом, с максимальной громкостью, как будто вы замерзли, как будто во рту горячая каша.

“А знаете ли вы, что у индейцев есть поверье, что медведи являются человеческой расой. И свои убеждения они подтверждают тем, что у них по пять пальцев на лапах, все представители их рода имеют общие характерные особенности, а также медведи могут ходить и бегать на двух лапах и у них портятся зубы от сладкого, как и у человека ”.

Упражнение 2. То же самое, в сочетании со всем перечисленным, но как бы прочитал инопланетянин, человек, только что научившийся говорить, робот, пятилетний ребенок; как будто вас слушает все человечество, а вы этим текстом должны объяснить, как важно стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет; как будто этим текстом вы объясняетесь в любви, а другой возможности не будет.

Упражнение 3. Посидите на стуле так, как сидят председатель Верховного Совета, пчела на цветке, кассир на рабочем месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник на скамье подсудимых. Импровизируйте.

Упражнение 4. Изобразите, как ходит младенец, лев, артист балета, французский король, индейский вождь.

Упражнение 5. Улыбнитесь, как улыбаются очень вежливый японец, собака своему хозяину, кот на солнышке, влюбленный юноша своей девушке, волк зайцу.

Упражнение 6. Нахмурьтесь, как король Лир, ребенок, у которого отняли игрушку, Наполеон, человек, желающий скрыть улыбку, рассерженный попугай.

4. Упражнение “Без командира”.

Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.

В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!

Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.

Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность. Постройтесь, пожалуйста:

В колонну по росту

В два круга

В треугольник

В шеренгу по росту

В четыре колонны с одинаковым количеством участников

В шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос

В живую скульптуру Звезда, Медуза, Черепаха.

Обсуждение. Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему?

Кто из вас лидер по натуре?

Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения?

Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?

Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?

Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?”.

Занятие 3. Понимание – ключ к успеху.

Цель: развитие умения понимать друг друга, как важное качество настоящего лидера.

Материал: свеча.

1.Стройся!

Участники без слов должны построиться по росту, по цвету волос, месяцу рождения, в 2 круга, в треугольник.

2. Упражнение “Земляне и инопланетяне” (15 минут)

Группа делится на 2 равные части (земляне и инопланетяне). Каждый Землянин может выбрать того Инопланетянина, который ему симпатичен, но ни один Инопланетянин не должен остаться без пары.

Земляне получают задание так, чтобы его не слышали инопланетяне: установить контакт с иной цивилизацией, объяснить им, где они находятся, кто их приветствует, и выяснить, с какой целью инопланетяне прилетели на Землю.

Инопланетянам наедине дают инструкцию: “они не знают языка землян, поэтому не реагируют на фразы, но могут реагировать на мимику, жесты, звуки. Как только они почувствуют, что землянин, вступивший в контакт им симпатичен, то могут с ним вступить в контакт на уровне звуков, мимики, пантомимики и объяснить, откуда они прилетели и с какой целью.

Вопросы к “землянам”:

  1. Что помогло прийти к решению?
  2. Что бы вы сделали по другому, если бы вам пришлось снова выполнять подобное упражнение?
  3. Вопрос ко всем, какие выводы можно сделать из этой работы?

3. Скульптура “Я – Лидер!”

Участникам дается задание составить всем скульптуру на тему “Я – Лидер!”. В качестве материала – сами участники.

4. “Начали!”.

Ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: “Сейчас команды будут выполнять задания после того, как я скомандую “Начали!”. Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание”. Таким образом создается дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание . Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. “Начали!”

Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды. “Начали!” Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры “Карабас”: встают самые активные члены группы, включая лидера.

Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и “заяц”. “Итак, кто быстрее?!” Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль “зайца”. Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвертое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. “Начали!” Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо “отверженным”. Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если и команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный. Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить ее можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.

Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?”.

Занятие 4. “Лидер в тебе”.

Цель: развитие коммуникативных и организаторских навыков.

Материалы: карандаши, бумага, фломастер, свеча.

1. “Я никогда не....”

Участники по очереди продолжают фразу. Если кто то делал (видел, участвовал пробовал) то, что назвали, то загибает палец. Выиграет тот, кто первый зажмет все пальцы.

2. “Карабас”.

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: “Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово “КА-РА-БАС” и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции”.

В этом игровом тесте необходимо участие двух руководителей. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ре6ят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу “счастливых”. Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще.

3. “Большая семейная фотография”.

Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Нео6ходимо выбрать “фотографа”. Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается “дедушка”. Он тоже может участвовать в расстановке членов “семьи”. Больше никаких установок детям не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль “фотографа” и “дедушек” обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако, не исключены элементы руководства и других “членов семьи”. Взрослым будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

Эта игра может открыть педагогу-организатору или вожатому новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки “членов семьи” “фотограф” считает до трех. На счет “три!” все дружно и очень громко кричат слово “сыр” и делают одновременный хлопок в ладоши.

Участникам раздаются листы бумаги, карандаши. Задание: придумать и изобразить свой герб, отражающий особо ценные личные качества, которые характеризуют участника как лидера.

Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?”.

Занятие 5. “Лидер ли я?”

Цель: закрепление знаний о лидерских качествах.

Материалы: ватман, карандаши, фломастеры, бланки социометрии, свеча.

1. Упражнение “Тростинка на ветру”. Чтобы ощутить поддержку и сплоченность группы, проводится данное упражнение, в котором принимает участие тот, кто полностью доверяет группе и может положиться на ее поддержку. После выполнения упражнения проводится короткая беседа, где выясняются ощущения игроков и их чувства.

2. Упражнение “Лидер - это”

Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 30-40 минут они готовят в небольших группах некий коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах. Тема работы – “Я-лидер!”. В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о своих способностях вести за собой людей, руководить ими. Пока группа работает, в комнате звучит фоном энергичная, ритмичная музыка, создающая рабочее настроение, поддерживающая творческий настрой участников.

Обсуждение. В заключение на листе ватмана записываем набор лидерских качеств. Итак, “Лидер-это...”. Затем получившиеся качества вырезаем и скотчем прикрепляем к человеку, который не считает себя лидером, но хотел бы развить в себе лидерские качества.

3. Упражнение “Круг и Я”

Для этого упражнения требуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Группа образует тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного добровольца. Ему же даётся всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, обещания, комплименты), искренностью убедить Круг и отдельных его представителей впустить его в центр круга.

Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спиной, сжавшись в тесный и сплочённый круг, взявшись за руки. Начали!

Спасибо за смелость. Кто следующий готов помериться с Кругом интеллектуальными силами? На старт. Начали!

В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения наших игроков. Как они вели себя во время тренинга и как поступают в обычных житейских ситуациях?

4. Социометрия.

Раздаются бланки с вопросами, каждый участник записывает имена и фамилии своих товарищей по группе.

5. Свечка.

Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?”.

Список литературы.

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2006. – 271с..
  2. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 192с.
  3. Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги / авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 99с

Публикации по теме