Галстук: стильный аксессуар или символ рабства? Для чего надевают галстук? С какой целью носят галстук мужчины

Название «галстук» в русском языке произошло от нидерл. halsdoek и нем. h.Halstuch, что означает «шейный платок». Однако в европейских языках более распространен другой корень - от фр. cravate, которое происходит от «кроат» («хорват»).

Первые упоминания

Первое упоминание о галстуках можно найти в истории Древнего Египта, где кусок ткани правильной геометрической формы, наброшенный на плечи, служил своеобразным символом социального статуса его обладателя. Также, одними из первых галстуки носили древние китайцы. Об этом свидетельствуют каменные статуи возле усыпальницы императора Шихуанди - на шеях вельмож и воинов завязаны повязки, напоминающие по форме современные галстуки. Однако данные повязки были слишком далеки от современных галстуков как по способу ношения, так и по форме и были лишены главного атрибута современного галстука - узла.
До этой находки изобретателями галстука считались римские легионеры, носившие так называемые «фокале». Их изображения сохранились на колонне императора Траяна, воздвигнутой в честь его побед в 113 году н. э. На барельефах колонны, опоясывающих её спиральной лентой, можно насчитать 2500 фигур римских воинов в доспехах. На шее у большинства из них - завязанные узлом платки. Появление в Древнем Риме шейных платков ознаменовало начало эпохи галстуков в современном понимании этого слова.

Средние века

Начиная с конца XVI века время мужчины носили камзолы. А в качестве украшения они надевали круглый гофрированный жесткий воротник. Часто он представлял собой большой охватывающий шею диск, который в толщину мог достигать нескольких сантиметров. Его делали из белой ткани и крахмалили, чтобы он не терял форму.

Со временем на смену ему пришел широкий отложной воротник с зубцами, который покрывал плечи. Такой фасон воротника называли иногда «ван-дейком». Его носили, например, пуритане.

Предполагается, что когда хорватские офицеры, которые в XVII веке носили яркие шелковые шейные платки, в награду за своё мужество и доблесть, проявленные во время Тридцатилетней войны, были приглашены ко двору французской королевы Анны Австрийской, их необычный аксессуар заприметил сам король Людовик XIV, который не удержался и тоже повязал на себя нечто подобное, став первым законодателем галстучной моды Франции, а следовательно и всей Европы. Отсюда и одна из версий происхождения французского слова cravate (фр. - галстук), как производной от самоназвания хорватов.

В XVII веке в моду вошел длинный жилет, который мужчины надевали под обычный камзол. На шею повязывался платок наподобие шарфа. Он несколько раз обматывался вокруг шеи, а его свободные концы свисали на груди. Живописные полотна конца XVII столетия свидетельствуют о том, что к тому времени такие шейные платки завоевали чрезвычайную популярность. Их делали из муслина, батиста и даже кружева.

Существовало множество вариантов узлов на таком платке. Иногда, чтобы он не съезжал, поверх него повязывали шелковую ленту, делая большой бант под подбородком. Бант напоминал современный галстук-бабочку. Как известно, было по меньшей мере сто способов завязывания шейного платка. Говорят, что английский франт Браммел (Брюммель), оказавший влияние на мужскую моду, мог потратить все утро на то, чтобы по всем правилам завязать шейный платок.

В XVIII столетии шейный платок с длинными концами стали называть галстуком, а во второй половине XIX века по виду он уже напоминал современный галстук. Также его называли галстуком-самовязом. В моду вошли рубашки с воротником. Теперь галстук стягивали узлом под подбородком, а его длинные концы свисали на крахмальную рубашку. Именно в это время галстук стал таким, каким мы его знаем сегодня. Следует заметить, что без последующего распространения моды на ношение галстуков в Англии, вряд ли бы они приобрели то значение, которое они имеют в современной деловой моде. В Англии ношение галстуков было возведено в ранг высокого искусства, а джентльмену предлагалось на выбор до сотни различных способов завязывания. Считалось также, что самой серьёзной обидой для мужчины может стать высказывание по поводу его галстука, «обиду от которого можно смыть лишь кровью».

Во время Великой французской революции (1789-1799) цвет «кроата» указывал на политические убеждения человека. В XIX веке франты европейского общества заново «открыли» для себя этот аксессуар. Именно тогда галстук перестал быть принадлежностью одних военных и политиков и перекочевал в гардероб обыкновенных граждан.

В 1827 году известный писатель Оноре де Бальзак написал книгу под названием «Искусство ношения галстука», в которой описал эстетическую необходимость повязывать галстук. Галстук «по-байроновски» представлял собой широко завязанный, не стягивающий горло платок. «Трагический» галстук черного цвета был принадлежностью траурной и форменной одежды. «Вальтер Скотт» шили из клетчатой ткани. Белый галстук предназначался для парадной одежды балов, вечеров и званых обедов; его полагалось носить с фраком или смокингом, но ни в коем случае не с пиджаком. Следует добавить, что во времена Бальзака галстуки были шелковые, шерстяные, атласные с различными узорами.

Современность

В 1924 году всем вариантам шейных платков и шарфов было сказано окончательное «нет»: американский предприниматель Джесси Лангсдорф запатентовал свой «идеальный галстук». Такой галстук шился - и шьется до сих пор - из трех частей, скроенных по косой. Следствием этого патента стало повсеместное вытеснение поперечных галстуков и стандартизация длинных галстуков в полоску, косую клетку или «пейсли». Эти рисунки стали основой для английских клубных и колледж-галстуков, позволяющих своим обладателям таким простым способом сообщать об их принадлежности.

Галстук носят все: взрослые и дети, мужчины и женщины. У нас. В арабских странах, например, галстуки не носят — это запрещается фундаменталистским исламом. Но это не означает, что в арабских странах не существует джентльменов или элегантно и стильно одетых мужчин. Отчего так вышло?

История галстука

Галстуку принято приписывать многовековую историю. Одни источники утверждают, что галстук произошёл от немецкого шейного платка, называвшегося «halstuch». Другие подозревают во всём хорватов и короля-солнце Людовика XIV, который в 1660 году увидел шейные платки-cravat на хорватских солдатах и загорелся идеей внедрить этот аксессуар в костюм современного ему вельможи.

«Что это за странные платки повязаны на шеях у этих всадников? Они мне понравились. Позаботься, чтобы завтра же у меня была дюжина таких же платков».

Людовик XIV

Но, постойте-ка! Шейный платок — это ведь вовсе не галстук! И в наши дни существуют и шейные платки, и галстуки в качестве самостоятельных аксессуаров! Если уж считать шейный платок «папой» галстука, то давайте в «мамы» запишем шарф — он ведь тоже носится на шее! А заодно и воротничок, которые в недалёком прошлом были отдельной деталью костюма! И горжетку туда же… и чокер… Впрочем, чокер, пожалуй, роднее галстуку, чем даже шейный платок.

Издавна у разных народов существовали всяческие шейные платки. Например, считается, что они из самых древних шейных были найдены в Китае. Эти находки относят к III веку до н.э. Следующим поколением считаются шейные платки римских легионеров, которые повязывали поверх шерстяной рубахи, чтобы пластины панциря не натирали шею.

Считается, что румыны унаследовали традицию ношения шейных платков именно от римлян, а далее «фокалес» переняли хорваты-конники, сделавшие его частью униформы.

В Древнем Египте тоже были платки. Они накидывались на плечи и обозначали статус владельца.

Источники редко вспоминают, что шейный платок был предназначен не только для защиты шеи от доспехов или для вытирания лица, носа во время насморка или рта во время еды. Шейные платки носили и пираты. А ещё вспомните Зорро, чей шейный платок поворотом на 180 градусов обращался в чёрную маску для лица.

Эпоха современного галстука

Следовало бы разделить историю галстука на эпоху шейного платка и эпоху современного галстука. А современный галстук был запатентован не так давно — в 1924 году.

Шейные платки действительно были разнообразны и по форме, и по способам завязывания. Но у них у всех имелся общий недостаток: они не оставались в первоначальном положении — любой порыв ветра или резкое движение приводили к хаосу гармонию складок. В 1924 году в США Джесси Лангсдорф, предприниматель, получил патент на «идеальный галстук». Скроенный по косой и состоящий из трёх кусков ткани, этот галстук умел сохранять форму. Для фиксации всё же требовалось использовать специальные зажимы или булавки.

С приобретением в качестве достоинства постоянство формы и положения, галстук утратил пышность и объём. Это компенсировали использованием сложных тканей, а также многообразием узлов — способов завязывания галстука. Этих способов существует как минимум 85, а теоретический максимум — 177 147! Но большинство галстучных узлов завязываются по принципу удавки.

По искусству завязывания галстуков выпускали специальные учебники. Одно время профессия учителя по галстучным узлам считалась одной из самых престижных.

Красивая официальная история галстука при тщательном изучении становится историей шейного платка. А современный галстук и по форме, и по способам завязывания, больше напоминает веревочную петлю, традиционно использовавшуюся на виселице.

В нашей современной культуре множество элементов перекочевало из рабских времён. И галстук — один из них.

Масоны имели огромное влияние на общество. Масонские символы широко используются и сейчас, хоть мы того и не подозреваем. И происхождение галстука также имеет отношение к масонам, причём — самое прямое! В масонских ложах было принято для демонстрации готовности понести наказание за разглашение тайны приходить на заседания с верёвочной петлей на шее. Позже на эту верёвочную петлю стали навешивать знаки различия, а со временем верёвку заменили на отрезок ткани. Масонское общество считалось тайным, но так как оно сплошь состояло из высшей знати и было многочисленным, масонский галстук быстро стал признаком аристократизма. Так масонская верёвочная петля трансформировалась в галстук и вышла в свет.

До изобретения гильотины и огнестрельного оружия популярным способом казни было повешение. Столыпинский галстук, кстати, это ни что иное, как верёвочная петля. К искусству обустройства виселиц и самой процедуры подходили тщательно, у палачей работы хватало. И до наших дней доносятся отголоски той эпохи. Кто не слышал о том, что верёвку следует предварительно намыливать — для уменьшения трения? Но, несмотря на теоретические изыскания и большой практический опыт, в дело порой вмешивалась коррупция. Например, могли закупить ветхую древесину или гнилую верёвку, которая обрывалась. Палач также мог быть коррупционеров и брать взятки за использование плохих верёвок. Обрыв верёвки во время казни был равноценно помилованию — приговорённого отпускали, так как это означало волю свыше. Обрывок верёвочной петли на шее ассоциировался с везением, и недоповешенные не торопились её снимать.

В Древнем Риме рабы носили верёвочные «галстуки». В том случае, если раб провинится или хозяин прогневается на раба просто так, была возможность дёрнуть за конец галстука-удавки и придушить его владельца. Но рабы не унывали — они раскрашивали свои галстуки-удавки в разные цвета и украшали побрякушками. Верёвочный галстук был символом рабства.

Абсурд? Сюрр? Эти исторические факты о галстуке не принято придавать огласке. Кто станет носить галстук, когда осознает его истинное происхождение? Если одного знания истории недостаточно, то на помощь приходит жизненный опыт. В настоящей уличной драке вас первым делом дёрнут за галстук — это самый простой способ обезвредить противника, лишив его лёгкие доступа воздуха (на время или навсегда).

Выбросьте свои галстуки!

Галстук называют неотъемлемым атрибутом делового дресс-кода. Без галстука могут не пустить на деловой приём или в ресторан. Наряду с этим галстук называют и фаллическим символом, и атрибутом масонских мистерий, и петлёй Сатаны, и эквивалентом рыбы, символизирующей Христа, а ещё – «Иудиной удавкой». так как по одной из версий Иуда после своего знаменитого проступка повесился. В BDSM-тематике разнообразные стилизованные галстуки – элемент одеяния подчинающегося.

Кто-то проводит параллель между галстуком и поводком для животных.

Многим из тех, кто придаёт большое значение своему галстуку и кичится умением подбирать и завязывать его, стоило бы перестать задирать нос — в прямом смысле. Опустить голову и внимательно посмотреть вниз — на свои носки. Носки, как и рыба, не бывают второй или третьей свежести — только первой и единственной. Носки бывают либо свежими, либо несвежими. Несвежие носки — это не только носки не первой чистоты, это застиранные, заношенные, носки с катышками, потёртостями, выцветшие, с ослабшей резинкой. Такие носки собираются неаккуратными складками и портят всё впечатление от тщательно составленного образа. Даже чистые ботинки не так важны, как свежие носки. Ботинки легко испачкать даже в мегаполисе, но это будет не только вина их владельца. И ботинки можно быстро и легко почистить. А надетые с утра несвежие носки — исключительная заслуга именно владельца носков.

Не едиными галстуками «решается» стильный, элегантный мужской образ. Инсайдеры рынка галстуков сетуют на усиливающееся из года в год падение продаж. Для обычных людей это означает одно: галстуки стремительно теряют актуальность и значимость.

Как же быть, как выделиться из толпы, подчеркнуть свой стиль? Вспомните про шарфы, шейные платки, про носки, в конце концов! Носки не так бросаются в глаза при первом взгляде, но тем больший вес они приобретают при втором, более пристальном. Следите за своими носками, учитесь их подбирать! Кстати, носки не обременены таким сомнительным прошлым, как галстуки.

Настоящая леди всегда носит чулки. Не имеет значения, насколько жаркая погода!

Есть ли у галстука какая-нибудь функция или это такой же аксессуар, вроде женских бус? Причем галстуки подбирают под одежду, так же как и бусы женщины.

Галстук это шейный платок в переводе.

Га́лстук (нем. Halstuch , буквально шейный платок), иногда галстух (устар. или ирон.) — полоска ткани, завязанная вокруг шеи. (Википедия )


Первые шейные платки, появившиеся в Древнем Риме, защищали своих владельцев от простуды и служили одним из атрибутов военной формы. Практически одновременно средство защиты от погодных неурядиц превратился в символ. То есть практическую пользу стали совмещать с функциями социальной выделенности. Если у всех серый платок - то у меня - красный. И не сметь меня копировать!

Галстук "вырос", так сказать из шарфа. Только утратил при этом те функции, для которых шарф предназначался. Он не уберегает человека от ветра и совсем не греет.

Но из моды галстуки не выходят, они стали демонстрацией респектабельности и принадлежности к той или иной социальной группе или к определённой субкультуре.

Название «галстук » в русском языке произошло от нидерл. halsdoek и нем. h.Halstuch , что означает «шейный платок». Однако в европейских языках более распространен другой корень — от фр. cravate . Из французского это слово перекочевало во многие европейские языки (например, нем. Krawatte , исп. corbata , укр. краватка , рум. Cravată , тур. kravat , польск. krawat ). Французское же слово, вероятно, происходит от «кроат» («хорват») .

За время своего существования шейный платок претерпел немало изменений - разнообразие форм, цветов, размеров просто поражает. И лишь в ХХ веке появился хорошо знакомый нам галстук, ставший не только предметом туалета, но и способом самовыражения, проявления вкуса мужчины.


Галстук это показатель принадлежности к элите.

Чтобы выделить себя из массы и тем самым показать свою элитарность люди делают бессмысленные вещи, только затем чтобы показать, что они обладают избыточными ресурсами. Например уродование ступни маленьким китаянками из богатых семей, сжигание денег кто больше сожжет, надевание галстука (неудобен и нефункционален). Галстук нужен, чтобы подчеркнуть принадлежность к определенному слою населения. Чем дороже галстук, тем выше Ваш статус в обществе.

Фирменные галстуки есть у членов спортобществ, ассоциациях учёных, у военных. Например, галстук тёмного синего цвета в узенькую голубую полоску носят выпускники престижной английской частной школы в Итоне.
То есть галстук стал предметом символизма , как перстни, татуировки, значки или медали.

Версии:

1. Галстук нужен, чтобы вытирать рот после обеда.

2. Какое-то время активно муссировалось мнение о галстуке-фаллическом символе. Американки вовсю использовали факт касания галстука склонившегося над ее рабочим местом коллеги для того, чтобы вскрикнув "харрасмент!" тут же побежать подавать на коллегу в суд. Дескать, тот ее домогается.
Функции, как таковой, у галстука нет. Он ничего не придерживает, не впитывает и не может быть использован иначе, нежели аксессуар.

От первого лица

Зачем он нужен, этот галстук?

Когда-то в горах Памира старый таджик объяснял мне, что мы, западные люди, диковаты, слишком зависимы от вкусов богатых людей. "К примеру, зачем вот это?" - вопрошал старик, подергивая меня за воротник рубахи, из-под которой виднелся галстук.

Когда-то в горах Памира старый таджик объяснял мне, что мы, западные люди, диковаты, слишком зависимы от вкусов богатых людей. "К примеру, зачем вот это?" - вопрошал старик, подергивая меня за воротник рубахи, из-под которой виднелся галстук. Мой воротник с острыми кончиками выглядел странно на фоне традиционного халата, одежды самых разных здешних людей. И все же, не оспаривая древности азиатских традиций, я мог бы надеть халат разве что в ванной комнате у себя дома. И этот халат, скроенный где-то в Европе, мог бы оказаться тоже с воротником, хотя галстук к нему и не положен...

Дома у меня есть целый альбом с узорами галстуков, по которым выпускники английских престижных учебных заведений могут опознать друг друга. Есть также альбом полковых галстуков разных воинских частей Великобритании и перечень галстуков аристократических клубов. Непрактичный, бессмысленный предмет одежды вдруг становится определяющим во множестве ситуаций. Вид, качество, цена галстука почти так же, как фирма и цена часов на запястье, служат зачастую как бы пропуском в определенные круги общества. Можно иронизировать по этому поводу сколько угодно, но в залы казино, где играются многотысячные ставки, тоже просят приходить в костюмах и черных галстуках-бабочках. Это вроде опознавательного знака престижной компании.

Помню, как я, впервые в жизни приглашенный на президентский прием в Вашингтоне, почесал затылок, потому что в приглашении было указано, что обязательно надо быть при черном галстуке-бабочке. А ведь к такому галстуку нужна и рубаха специального кроя, и желательно особый пиджак, которого у меня тогда не было. Пришлось взять напрокат рубаху и смокинг. Впрочем, когда Горбачев впервые приехал в США с государственным визитом, пролетарское сознание победило. Мы, члены его команды, были предупреждены, что на заокеанские уловки поддаваться нельзя и на прием к их президенту надо идти в обычных костюмах с родимыми галстуками. Так и пошли, на страх буржуям...

Многие моды и вправду шли как бы сверху вниз. Говорят, что широкие платья с неудобным обручем-кринолином появились в связи с тем, что некая императрица пожелала скрыть свою беременность, а бессмысленные манжеты на брюках возникли после того, как правитель замочил брюки в луже и вынужден был подвернуть их. Облысевший король ввел в обращение повседневные парики, а его любовница с кривыми ногами - длинные платья. Я часто вспоминаю практичного таджика, упомянутого вначале, который считал, что одежда должна быть сугубо практичной, не понимал, зачем нужен воротник, и рассказывал, как из чалмы сделать скатерть для застолья с близкими людьми, а халатом можно укрыться. Что еще надобно для удобной жизни?

Недавно мне довелось читать стихи киевского поэта, бывшего работника ЦК, поэтизирующего сегодня те самые "куфайки простых тружеников", которых он отродясь не носил. Цековских "непростых тружеников" обмундировывали в одинаковые финские костюмчики, делавшие чиновников похожими на детей-переростков из сиротского дома. Это была тоже классовая примета, не менее выразительная, чем галстуки-бабочки. Кстати, как раз галстуки - деталь одежды происхождения простонародного. Лет 300 назад, еще в XVII веке, приехали в Париж хорватские кавалеристы (кроаты) с платками на шеях, принеся свое народное украшение в столицу мировой моды. Украинское слово "краватка" (однозвучное с немецким, польским и некоторыми другими) пришло оттуда, от "кроатки" - просто мы забыли об этом. И в моде все имеет свой смысл и свою историю. Вокруг нас нет ничего бессмысленного, стоит помнить об этом...

Ни для кого не секрет, что многие люди в наше время носят галстук. Причём в последнее время можно увидеть моду не только на мужские галстуки, но и на женские. Галстук придаёт его обладателю особый статус, показывает серьёзный и деловой настрой. При этом галстук не играет никакой практической роли — не согревает нас в холод и не защищает от дождя. Галстук — это своеобразный аксессуар, который призван только для одного — показать статус человека. Больше того, галстуки на протяжении многих десятилетий стали настоящим дресс-кодом, который придаёт мужчине солидности и вызывает определённые эмоции у окружающих людей. Стоит отметить, что если другие аксессуары, например, часы, которые в древности были ценным и полезным предметом, а в век мобильных телефонов стали просто аксессуаром, то галстук всегда был в определённой степени «бесполезным» с практической точки зрения.

Галстук считается декоративным аксессуаром и многие носят его не только на работе, но даже в повседневной жизни. Однако мало кто задумывается над тем, зачем люди вообще носят кусочек ткани вокруг шеи, причём завязывают его определённым способом.

Первые упоминания о прообразах галстуков можно найти ещё в Древнем Египте. Здесь кусок ткани, который был наброшен на плечи человека, говорил о его высоком социальном статусе. Сложно сказать, стал ли прообразом современных галстуков именно древнеегипетский аналог, так как настоящий прообраз официально появился в XVII веке, когда в Европе в моду вошёл платок, который обвязывали вокруг шеи. Такой платок в основном одевался с длинным жилетом, который, в свою очередь, одевался под камзол. Данный платок несколько раз оборачивался вокруг шеи, а его свободные концы свисали на груди. Подобные аксессуары носили только высокопоставленные люди, зачастую очень богатые, наделённые властью представители, которые таким образом показывали и свою исключительность и своё приверженство всем модным тенденциям, а также правилам этикета того времени. Шейные платки стали настолько популярны, что было придумано несколько способов их завязывать, а в XVIII веке этот самый платок впервые стали называть «галстук».

Современный вид галстук принял в XIX веке, и уже с тех пор он становится популярным практически во всём мире. Таким образом, галстук — это сразу несколько важных аспектов, которые соблюдаются любителями подобных аксессуаров: дань классической моде и следование исторической традиции подчёркивать свою статусность. Галстук — это не только мода, стиль, дань традициям и этикету, но и признак настоящего джентльмена. Именно такие чувства, пусть даже подсознательные, до сих пор вызывает галстук на шее у мужчины, и поэтому галстук жив, живёт и наверняка будет жить в классической моде ещё долгое и долгое время.

Публикации по теме