Игры и игровые упражнения на развитие навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза. Игры и упражнения для развития слогового анализа Развивать мелкие мышцы рук

Статью подготовила учитель-логопед Косых Клавдия Викторовна.

Формирование навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза – первая ступень обучения грамоте, которую предстоит перешагнуть каждому школьнику. Для детей с нормальным речевым развитием этот этап не представляет особых трудностей. Для детей же с речевыми недостатками – это сложное испытание, которое им порой не по силам без специальной коррекционной помощи. Учебная деятельность младших школьников наиболее продуктивна в том случае, когда осуществляется в форме игры с чередованием различных видов работ.

Достаточный уровень сформированности звукобуквенного и слогового анализа и синтеза – профилактика нарушений письма и чтения, которые могут проявляться заменами, перестановками пропусками букв и слогов.

На логопедических занятиях я использую различные многофункциональные игровые методы и приёмы, способствующие не только формированию навыков звукослогового анализа и синтеза, но и развивающие познавательную деятельность учащихся (внимание, память, мыслительные операции, навыки самоконтроля, зрительно-моторные координации), а также стимулирующие познавательный интерес и повышающие речевую активность детей. Дидактические игры и игровые упражнения объединяю общей лексической темой занятия (комплексно-игровой метод), использую в системе, что необходимо для закрепления полученных навыков у детей с речевыми проблемами.

Следует отметить, что представленные мною игровые приёмы, наглядный дидактический материал могут с успехом использоваться учителями начальных классов на уроках чтения и письма в качестве средств формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

Дидактическая игра «Загадки от курочки Рябы».

Задание №1.

На развитие звуко-слогового состава слова.

В контейнеры от киндер-сюрпризов вкладывается небольшая бумажечка или кружочек, на котором написано задание или буква.

Лексическая тема: «Перелётные птицы».

Курочка Ряба торопилась к вам на занятие, но у ней появились срочные дела и поэтому она не смогла прийти сама. Но она передала вам яйца с заданием, которые вы должны выполнить.

Возьмите каждый по яйцу, откройте его и прочитайте, что написано на листочке. (И,Т,С,А).

У кого, какая буква? (называют, а я записываю их вразброс на доске).

А теперь, послушайте задание от курочки Рябы.

Нужно из этих букв собрать слово. Кто правильно составит, тот и справился с заданием.

Дети составляют, отвечают.

Правильно! А теперь составьте схему этого слова с помощью звуковых фишек.

К каким видам птиц относится аист? (к перелётным)

Каких ещё перелётных птиц вы знаете?

Задание №2.

Лексическая тема: Жизнь животных осенью.

В яйце полоски бумаги, на которых написаны слова.

БЕРЛОГА, ЛОГОВО, ДУПЛО, ГНЕЗДО,

Скажите, кто живёт в …

Задание№3.

Лексическая тема: Перелётные и зимующие птицы.

В яйцах слова: голубь, скворец, ворона, воробей, снегирь.

Какое слово лишнее и почему?

Опишите птицу по плану: как выглядит, чем питается, к какому виду птиц относится.

Задание №4.

Тема: «Родственные слова».

На кружках в «яйце» буквы Г, Н, С, Е.

Составьте слово из букв.

Правильно СНЕГ.

Составьте звуковую схему слова.

От этого слова образовалось множество слов в русском языке.

Назовите каждый по слову.

СНЕГ-СНЕГОПАД, СНЕГОВИК,СНЕЖИНКА,СНЕГУРОЧКА,СНЕГИРЬ.

Задание №5.

На кружках в «яйце» буквы Д,О, П,С,У,А.

Составьте слово из букв. (ПОСУДА).

Сегодня мы поговорим о посуде.

Я буду кидать мяч, а вы должны поймать и ответить сколько в названном мною слове звуков.(тарелка-7,поднос-6 и т.д).

Вариантов подобных заданий множество. Все они используются в зависимости от целей и задач урока.

Очень удобно использовать такой игровой приём на любом этапе урока.

Например, на этапе введения в тему.

Тема: «Дифференциация гласных Ы-И».

Сегодня на занятие пришёл из леса гость, отгадайте, кто же он?

Он огромный и усатый,

И к тому же, полосатый.

Если встретишь, не до игр!

Потому что это-….(тигр).

Всё верно-тигр.(вывешивается картинка).

Этот тигр относится к одному из видов тигров, называется Амурский. Численность этих тигров очень сильно сократилась в последние годы и поэтому этот вид тигров внесён в Красную книгу и находится под охраной государства.

Тигр принёс вам шишки из леса, а в них вложены задания.

Давайте прочитаем, что там написано!(Рысь, мышь, лиса, ишак)

Рысь, мышь, лиса, ишак- одним словом- это...(животные).

А какое слово здесь лишнее? (ишак, т.к это домашнее животное).

А теперь выделите в слове первый слог (ры, мы, ми, и).

Какие звуки повторяются? (Ы-И).

Кто догадался, какие гласные у нас сегодня в гостях? (Ы-И).

Таким образом, используя игровой метод для формирования навыков звукослогового анализа и синтеза, можно предупредить специфические ошибки письма и чтения младших школьников, развить их познавательные способности, создать положительную мотивацию учения, что является залогом успешного освоения программного материала и позволяет ребёнку ярко и интересно прожить каждый урок.

Я повышаю мотивацию к учению с помощью разработки новых интересных заданий, продуманности и отточенности инструкций, повышения значимости оценивания выполненных заданий, условий обучения, при которых происходит раскрытие возможностей ученика и обретение им веры в свои способности. Отбирая методы для работы на уроке, я комбинирую их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся на занятии и, тем самым реализовался охранительный режим обучения.

Основными задачами заданий такого рода является: умение выделять гласные звуки, воспроизводить слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными, объяснять значения слов, закреплять умение делать звуко-буквенный анализ; корригировать внимание, логическое мышление, развивать пространственную ориентацию.

Игры на развитие слогового анализа и синтеза

логопед – дефектолог

Кирсанова Наталья Станиславовна

Аудитория: учащиеся 1 класса, имеющие нарушения речи (ФФН, ОНР)

Цель игры: развитие фонематических процессов (анализа, синтеза, представлений)

№1. Игра «Морской бой»

Цель: учить детей ориентироваться на плоскости, совершенствовать умение воспроизводить слог как целостную единицу чтения, развивать слоговой анализ и синтез слов, формировать активный и пассивный словарь учащихся.

Описание игры: детям предлагается игровое поле, на котором изображены клеточки, с написанными в них слогами. Логопед называет место на поле, а дети отыскивают его и записывают написанный в клетке слог. Если корабли называть в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а затем синтезируют, чтобы слова получились.

№2. Игра «Гостинцы от Незнайки»

Цель: развитие навыка слогового анализа и синтеза слов у учащихся начальных классов, совершенствование навыка чтения и психологической базы речи, расширение словарного запаса.

Описание: Незнайка шел к нам в гости с разными гостинцами – вкусностями, но по дороге ему повстречался «слогоед» и отгрыз по одному слогу в словах. Определите, какой слог пропущен в слове, назовите его, а потом назовите слово целиком и подсчитайте количество слогов в слове.

Материал ориентирован на логопедов, педагогов учителей и родителей. В статье затронута проблема преобладающего вида дисграфии у школьников — и упомянута актуальность работы над слоговым синтезом и анализом. В публикации представлены примеры упражнений и заданий для профилактики и коррекции пропусков на письме и ошибок слоговой структуры слов.

Развитие языкового синтеза на уровне слогов. Виды упражнений по слоговому синтезу в коррекции и предупреждении дисграфии у школьников.

К концу дошкольного возраста активно развивается аналитико-синтетическая функция речи ребенка, словесно-логического мышление, происходит формирование образно-схематических представлений. В начальной школе уже совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, классификация.

Развитие языкового синтеза как и анализа актуально в концепции современного логопедического уроке в школе. Одним из преобладающих видов дисграфии является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Искажение структуры предложения и слова проявляется на письме у многих детей, принятых в речевые классы.

Характерной ошибкой является пропуск гласных, которые при шёпотном или внутреннем проговаривании, воспринимаются оттенками согласных звуков.

Слоговой синтез: этапы работы.

На первом этапе работы целесообразно заняться слоговым анализом. При слоговом анализе расставляют акцент на гласные звуки (они- основа слога). Выделению гласных способствует деление на слоги.

В качестве предварительной работы можно предложить подключить двигательный (кинестетический) компонент.

Логопед предлагает ладонью, придерживая нижнюю челюсть, прочувствовать и сосчитать количество открытий рта на гласных (т. к их произнесение сопровождается большим опусканием челюсти).

Следующий способ — прохлопать или простучать слово по слогам (можно сопровождать произнесение каждого слога касанием руки колен).

Этими способами ученики определяют количество слогов; могут соотнести и поднять соответствующую цифру.

Языковые представления на уровне слога отрабатываются в упражнениях, где предлагается разложить картинки в два-три ряда в зависимости от числа слогов в их названии; придумать и назвать предметы и понятия, состоящие из заданного количества слогов.

Развития слогового синтеза на уровне слов способствует зрительно пространственной координации, переключению распределению внимания, темпо-ритмической организации речи.

Слоговой синтез: упражнения, игры-задания.

1. «Половинки».

Найди части слов, соедини слоги и запиши:

2. «Морской бой».

По заданному шифру составь слова, прочти и запиши предложение.

Б1 В2 А2 Б2 А3 В3 Б2 В1 А1

3. «Абракадабра».

В каждом слове переставь местами слоги так, чтобы получились предложения. Запиши.

ришПли ныесиль зырозы. чкиПти летеули в ётлыеп ракя. Ревьяде лиряпоте чтипо всю твулист.

4. «Собери слово».

Из слогов, записанных в разном порядке составь слова.

та, во, ро — …
ты, бе, ге -…
ве, ка, шал — …
лод, хо -…
ту, ар, тро -…
ша,та,мы -…
мо, гра, та — …
би, рать,за -…
пи,кра,ва -…
чик, бор,за -…
до,про,во,вод -…
лен,дарь,ка -…

5. Найди слог, вставь недостающие слоги.

Са__ги
ко __ со
до__га
ма__на

6. «Сложи слова».

Сделай из двух слов одно (дан картинный материал: вол, осы, пол, схема предлога ПОД, ушки, корм, мак): корм + ушки; мак + ушки; вол + осы; пол + осы; под + ушки

7. «Примеры».

Реши слоговой пример, прочти получившиеся слова, составь и запиши с ними предложение.

Пропо-про+это-о
Сок-к+ночи-но+ня+ет
Кисти-ки+хоры+тво-ры+ре+сени+е-се

8. «Слоговой зигзаг».

Прочти по стрелкам предложение.

9. Сложи по заданным слогам.

Сложи 1-ые слоги:

Дорога машина
Богатый лопата топить
Листик товары падчерица
Клевать ночевать выйди
Думать ботинок выйду

Сложи 2-е слоги:

еда свеча
намочил горе
попона огород удача
догонял получил глубина
узоры кололи пустой

Сложи 3-и слоги:

петухи этажи седина
талия непогода парады
брусника саранча лечили

2 слог 1 слог 3 слог
Гроза платок намекать

2слог 3слог 3слог
напугать березы подарили

Игры на развитие звуко-слогового анализа и синтеза слов .

1. «Назови по порядку!» Назвать в заданном слове все звуки по порядку.

2. «Чем похожи слова?» Мак, рак, так, сок, лук - в конце слов звук К; сани, сом, сук - в начале слов звук С; козы, розы, возы - всередине слов звук З.

3. «Послушай и посчитай!»

Произносить слова из одного-двух-трех слогов, дети их считают.

4. «Назови и раздели!».Дети называют картинку по слогам и определяют их количество:

а) при назывании слова подставляют руку под подбородок;

б) сложенными ладонями рук на каждый слог делают движения из стороны в сторону;

в) загибают пальчики на руке;

г)откладывают на каждый слог палочки.

5. «Отстучи правильно». Ребенок стучит или хлопает в ладоши столько раз, сколько слогов в названном слове.

6. «Слушай внимательно». Ребенок отбирает картинку, в названии которой столько слогов, сколько раз простучал водящий.

7. «Кто придумает конец, тот и будет молодец!». Дается первый слог, дети заканчивают слово по-разному: РА - рама, радость, работа...

8. «Найди и закончи». Предлагают пять картинок, называют первый слог одного из слов, а ребенок заканчивает. Например, ЗА-бор,СА-ни, ЛУ-на.

9. «Добавь начало». Взрослый произносит последний слог названия одной из предложенной картинки, а дети называют начало слова или все слово: СЫ - часы, БА - рыба, НО - окно.

10. «Придумай сам!»:

а) дети называют любые слова с заданным количеством слогов;

б) ребята называют предметы, окружающие их в группе, дома.

11.«Добавим звуки!»

Что получится, если к началу слова РОТ добавить К? (крот)

Чем различаются слова РОТ - КРОТ по смыслу? (рот - часть тела, крот - животное).

Чем различаются слова по звуковому составу? (в слове КРОТ - 4 звука, в слове РОТ - 3).

12. «Звук потерялся!». Взрослый называет картинки, намеренно пропуская звук при стечении согласных: зот - зонт, тиг - тигр, бат - брат....Ребенок добавляет пропущенный звук.

13. «Самое длинное слово». Среди 5-6 картинок надо найти ту, название которой содержит наибольшее количество звуков.

14. «Слово рассыпалось». Произносятся три звука, например, К,С, О. Нужно составить из них слово (СОК).

15. «Что получится?»

Что получится, если в слове «сок» С заменить на Б?; затем - на Т...; если звук О заменить на А?...

16. «Что заменим?»

Что нужно заменить, чтобы вместо слова СОК получилось слово СУК?

Слова для работы по данному заданию:

Сеня - Соня - Толя - Коля - Поля - воля;

игла - игра - икра; кара - фара - фарс - барс; кисть - кость - гость;

лук - жук - сук - сок - кот - тот - пот - пол - кол - вол; кабина - калина - малина - Марина;

кошка - мошка - мышка - мишка - миска - маска - марка;

сам - сом - сор - сук - суд - сад - рад - род - кот - кит.

17.«Меняем на одном месте».

Звук заменяется только в одной из заданных позиций:

бак - бык - бук - бок, лук - тук - сук - жук - бук

гора - кора - пора - нора, гол - кол - пол - мол - дол

дом - том - сом - ком - лом, день - тень - пень - лень

18. «Найди ошибку!»

Жучка будку не доела: неохота, надоело. (булку)

Тает снег, течет ручей, на ветвях полно врачей. (грачей)

На болоте нет дорог, я по кошкам скок да скок. (кочкам)

Говорят, один рыбак в речке выловил башмак,

Но зато ему потом на крючок попался дом. (сом)

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

«Там ползет зеленый лук с длинными усами!» (жук)

У вратаря большой улов - влетели в сетку пять волов. (голов)

Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это! (билета)

Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку (точку)

Мама с бочками пошла по дороге вдоль села. (дочками)

На поляне весной вырос зуб молодой! (дуб)

На виду у детворы крысу красят маляры! (крышу)

Посмотрите-ка, ребята, раки выросли на грядке! (маки)

19. «Найди слово в слове». Укол - кол, экраны - краны - раны, дудочки - удочки - дочки - очки, дубок - дуб, драма - рама, кров - ров, крапива - ива, клен - лен, муха - уха, плуг - луг).

20. «Отними слог». Фасоль - соль, камыш - мышь, майка - май, чайка - чай, часто - час, радуга - дуга, каток - ток, выход - ход, вызов - зов, ищи - щи).

21. «Добавь звук!» Лев - хлев, луг - плуг, лень - олень, мех - смех, оса - коса, ухо - сухо, ура - Шура, стол - столб, пар - парк, пол - полк, пена - пенал).

22. « Добавь слог!» Дуга - радуга, под-нос, пи-рожок, ре-мешок, по-жар, гри-бочки, стре-коза, ка-ток, хо-бот, пе-сок, лис-точки, ка-чай, чай-ка, му-сор, ма-шина.

23. «Волшебная цепочка». Конечный звук первого слова становится началом второго: кот - туфли - иголка - апельсин...

24. «Начни со слога!» Последний слог становится первым в следующем слове: насос - соска - каша - шары - рыба - бабушка...

25.«Переставь слоги». Сосна - насос, кабан - банка, камыш - мышка...

26. «Лесенка». Дается звук, с ним придумываются слова, каждое из которых на один звук больше предыдущего: М - МА - мак - Маша - марка - машина.

27. «Путаница». Составляем слово из разрозненных слогов: БАШ, РУ, КА - рубашка.

28. «Что ты знаешь о звуке?» Умение охарактеризовать начальный звук в слове. Например, в начале слова СОМ звук С - согласный, твердый, глухой.


Седых Н.В.

Белгородская обл.

г. Старый Оскол

МАОУ «СОШ №24 с УИОП»

ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

Овладеть условными правилами употребления средств языка достаточно сложный процесс, и есть такие дети, которые не могут овладеть этим в определенный срок. Их мозг не справляется с восприятием систем языка и средств, с помощью которых передается мысль. Звуки в речи у этих детей могут сливаться друг с другом, путаться, да и сами слова становятся нечеткими, неточными, расплывчатыми.

Это говорит о нарушении фонематического слуха. Для чего он нам нужен?

Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой языка.

Каждый язык имеет свою систему выражения мысли в звуке речи. Если не знать смысла, который прописан тому или иному звуку речи (фонеме), то и значения слов оказываются недоступными. Конечно, дети, о которых идет речь, усваивают фонематическую систему языка, но не до конца. Остается то, что им трудно,- например, различать звучание так называемых парных фонем

(з-с, ж-ш, д-т, б-п и т.д.). Речевой слух позволяет запомнить те особенности звуков, благодаря которым смысл одного отличается от другого. Сравним слова « мель-мел», «дочка-точка», «мал-мял» и т.д. Один незначительный нюанс и смысл слова меняется.

Если ребенок не овладел способностью дифференцировать звуки речи, он не сможет различать и понимать слова, а иногда и не сможет их правильно говорить (артикулировать) вслух. Несформированность фонематического восприятия приводит к трудностям в усвоении и различении букв, вызывает смешение букв, обозначающих фонетически близкие звуки. Что приводит к стойким ошибкам при чтении и письме. Ведь письменная речь (чтение и письмо) представляет собой модель устной речи. В письменном слове буквы следуют в той же последовательности что и в устной речи.

В связи с этим важным условием нормального овладения процессом чтения и письма является сформированность фонематического анализа структуры слова.

Это означает, что виды речевой деятельности зависят друг от друга. И если имеет место недоразвитие одного вида, то, скорее всего, будут страдать и другие виды речевой деятельности.

Для того, чтобы процесс присвоения языковых особенностей происходил наиболее интенсивно и вместе с тем занимательно, уже в народной педагогике исстари существовало множество приемов для улучшения усвоения детьми смысла того или иного слова, развития вариантов его применения в речевой практике и закрепления успехов по их запоминанию.

Учитывая изложенное выше, на логопедических занятиях целесообразно

выделять несколько занятий (от 4 до10), а затем и некоторое время на каждом занятии (от 3 до 5 минут) для проведения игр, направленных на формирование звуко-буквенного анализа и синтеза. Знакомство с различными видами упражнений занимательного характера будет способствовать также снятию тревожности и излишней напряженности в ходе изучения той или иной темы.

На начальном этапе игры носят достаточно простой характер, от выделения первого и последнего звука в слове, до установления порядка звуков в слове.

Затем следуют задания, которые требуют письменного выполнения. Далее предлагаются занимательные упражнения, помогающие закрепить, а в некоторых случаях и углубить изучение данной темы.

Придумать слова на заданный звук . Например «З»- замок, зуб, зубры…

Модифицированный прием игры «Города» , когда каждое последующее слово начинается с конечного звука предыдущего.

Например «Лет о - о се нь - н еб о - о блак а - а рбу з …».

Усложненный вариант предыдущего задания. В слове должен быть обязательно заданный звук.

Например «Б»- б атон- не б о- о б лака- а б ажур- ру б еж- ж б ан…

«Заданные параметры».

Нужно подобрать слово, которое не только начинается, но и заканчивается на заданный звук.

«К__А» Каша, кошка, калитка, кружка, крупа, калоша…

Если ребенок затрудняется в подборе слов, логопед или учитель может дать подсказку: « Так называют одним словом рис, гречку, пшено…». « Крупа».

« Назови лишнее слово».

Логопед произносит одно и тоже слово несколько раз, но между ними вставляет созвучное им слово.

Например:

1. Гора, гора, гора, кора, гора. (Нора, пора).

2. Коса, коса, роса, коса, коса. (Коза).

6. Вставить в слова пропущенные гласные буквы.

…збук…, …стр…, з…п…х, п…л…тк… . «А»

…к…л…, …кн…, …стр…в, л…жка. «О».

…гла, в…лка, л…цо, л…па. «И».

М…шь, м…ло, кам…ш, пол…нь. «Ы».

…скимо, …скалатор. «Э».

…блоко, …нтарь, …года, …нварь. «Я».

Т…ло, л…то, л…пка, п…нал. «Е».

…жик, …лка, пл…тка, шл…пки. «Ё».

…ла, …ля, кл…шка, кл…чи, пл…шка. «Ю».

7. « Сквозная буква».

Металлический стержень, которым открывают замок.

Комната для занятий в школе.

Стальные полозья для катания по льду.

Овощ, похожий на огурец.

Письменная принадлежность.

8. Вставить в пустые клетки буквы так, чтобы получились слова.

Публикации по теме