Место где развивают таланты детей. Как найти и развить таланты в ребенке. Развитие способностей у детей - дело рутинное

Совсем недавно мы говорили о гениальности у детей, а точнее, а разных методиках раннего развития . Пришло время вспомнить о чем-то более близком и вероятном - о талантах. Как известно, исключительно талантливые в чем-то люди встречаются нам по жизни не так уж часто. Однако скрытые таланты есть у всех. Да, и у вас тоже, а у вашего ребенка - тем более. Зарытые глубоко способности могут принести немалую пользу, если их вовремя обнаружить, определить и хоть в какой-то мере развить. Приносящая удовольствие профессия или хотя бы прекрасное хобби талантливому человеку в любом случае обеспечены.

ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: КОГДА, ЗАЧЕМ И КАК

И для начала вам придется сделать страшную вещь: попробовать проанализировать характер ребенка и распознать склад его ума. Искусство или наука? Гуманитарий или технарь? Вполне может показаться, что и тот, и другой, или вообще ни тот и ни другой, но важно попытаться ухватить именно основную сущность. Когда дети развиваются гармонично, они делают это во всех направлениях, и это совершенно нормально. Ваша цель - найти стержень, обычно он спрятан и редко «торчит» снаружи в виде какого-то осознанного интереса или увлечения, но он точно есть.

Сначала - наблюдаем

На самом деле, это самая важная роль родителя - наблюдательная. Все тайное так или иначе становится явным. Внимательно смотрите на своего ребенка, когда он занят своими делами: как играет, как общается со сверстниками, как двигается. Особенно показательны игры - в них всегда что-то, да вылезет.

Проще всего определить наличие таланта, когда ребенок в чем-то преуспевает по сравнению со сверстниками, делая это быстрее и лучше. Это означает, что дело ему нравится. И это уже полталанта, а то и целый.

Когда ребенку что-то нравится, стоит предоставить ему поле действий попросторнее. Любит подолгу плескаться в ванне? Отдайте в бассейн. Вытаскивает у мамы из кармана смартфон, чтобы что-то сфотографировать или заснять? Отлично, выдайте ему старую «мыльницу» (у вас ведь наверняка валяется), пусть развивается. Самые удачные опыты можно выложить в Instagram, в конце концов, делать фото для него - это тоже талант. Юным режиссерам можно подарить стик-ботов или найти другие варианты для практической реализации их взгляда на мир.

А вообще, с ребенком стоит попробовать поговорить, задать наводящие вопросы и услышать (а не прослушать) ответ. Это всегда полезно, на самом деле. То, чем дорожит и о чем рассказывает малыш - особо ценно для него, и здесь тоже может быть спрятан ключ к его таланту.

И не забывайте, что вы не единственный наблюдатель вашего чада. С воспитателями и педагогами родители чаще обсуждают всевозможные проблемы и сплетни, а как давно вы интересовались, что у ребенка хорошо выходит? Вот известный пример из жизни: родитель вернувшейся из летнего лагеря девочки поинтересовался у вожатого не только проблемами дочки, но и тем, что у нее лучше всего получалось. Полученный ответ о том, что ребенок заинтересовался в лагере теннисом, изменил всю судьбу девочки, отданной впоследствии в теннисную секцию и проявившую недюжинный талант в этом деле. Один случайный необязательный вопрос и один ответ. Всего лишь!

Что понадобится от вас

Прежде всего, стоит понять, что у ребенка должны обнаружиться именно его таланты. Не ваши. И не те, которые вы бы хотели найти. Исходя из этого, стоит попробовать всего понемногу. Большой ассортимент репетиторов и секций с этим поможет (почти везде есть пробные занятия!), но не переусердствуйте, навешивая на чадо такое количество кружков и навязанных «хобби», что у него исчезнет время для того, чтобы быть ребенком. Относитесь к этим пробам проще и настраивайте ребенка соответственно: да, сейчас ты ходишь на виолончель, занимаешься дзюдо, рисуешь в технике «батик» и танцуешь капоэйру. Но уже через год останется хорошо если что-то одно, что больше понравится. Остальное - опыт в копилку под названием «а я в детстве…».

Также стоит отложить в сторону стереотипы, ярлыки и понятия «хлебных» профессиях. Через 10−15 лет они могут быть совсем другими, и лучше, чтобы ребенок изначально занимался тем, что хочет, а не метался туда-сюда между «это престижнее» и «это перспективнее». А попробовать стоит все, что заинтересует, от бейсбола до скрапбукинга, от флейты до разведения джунгарских хомячков.

Еще вам понадобится очень много терпения и способность разрешать ребенку делать ошибки. У самых талантливейших людей не все получается сразу и быстро. Просто верьте в своего ребенка, поменьше критикуйте и воспринимайте все с юмором: в раскрытии таланта все равно первая роль отдается малышу, вы лишь можете помочь, чуть-чуть подтолкнуть и направить.

«ЕСЛИ РЕБЕНОК ЧАСТО БОЛЕЕТ, ЗАВЕДИТЕ СОБАКУ» И ДРУГИЕ ЦИТАТЫ ДЕТСКИХ ПСИХОЛОГОВ

И пара слов о дальнейшей судьбе таланта (если вы все же что-то нашли): нужно развивать его, не спугнув. Принуждение и необоснованная зубрежка здесь не товарищи: даже если это действительно талант, он будет закопан обратно под грудой негативных эмоций.

А еще есть специалисты

Невероятно, но факт: частные психологи тоже проводят специальные анализы, чтобы выявить у ребенка скрытые таланты. В процедуру входит подробная консультация с родителями и малышом, поэтапное тестирование, анализ результатов и составление специальной схемы наличествующих у ребенка способностей. Это вам не просто дать в руки карандаши и отправить в свободное плаванье! Все подсчитывается, фиксируется и суммируется.

Но даже если вы обратились к психологу с этим животрепещущим вопросом, трижды, нет, четырежды обдумайте его ответ. Не бегите сразу записываться в секции только потому, что специалист так сказал. Весьма вероятно, что вы вместе с ребенком сделаете более правильный и честный выбор, который позволит ему найти свое призвание и вырасти по-настоящему талантливой личностью.

Таланты и способности начинают проявляться у детей в возрасте двух-трех лет, когда у ребенка формируется интерес к окружающему миру. Однако многие родители начинают задумываться о развитии способностей своего чада только тогда, когда тот начинает ходить в школу. В каком возрасте начинать заниматься развитием интеллектуального и творческого потенциала ребенка? Психологи называют различные сроки - от полутора до пяти лет.

Этапы формирования способностей у детей

Способность к определенной деятельности можно соотнести с возрастными периодами развития ребенка:

  • один-два года – возраст, когда начинают проявляться творческие способности и наклонности малыша. Одни дети любят танцевать и слушать музыку, другие – пытаются рисовать, а третьи – большую часть времени проводят в подвижных играх. Родителям стоит присмотреться к интересам ребенка и понять, чем ему нравится заниматься больше всего.
  • три-четыре года – это оптимальный возраст для регулярных занятий с малышом. В этот период дети наиболее восприимчивы к новым знаниям и с удовольствием занимаются разными видами творчества. В этом возрасте для всестороннего большое значение имеют такие виды деятельности, как рисование, лепка, музыка, конструирование.
  • пять-шесть лет – время перехода к более сложным задачам. Малыш начинает готовиться к важному событию своей жизни: поступлению в первый класс. Поскольку интересы и способности детей формируются в процессе какой-либо деятельности, ребенку рекомендуется посещение кружков и секций по интересам. Любой посоветует родителям не пресекать инициативность своего чада, даже если они знают, что его увлечение временно. Задача взрослых – не подавлять, а всячески развивать и направлять творческую активность ребенка.

Занятия живописью направлены на развитие у детей творческого начала. О том, как научить ребенка основам рисунка, рассказывает психолог и педагог по живописи Мария Климакова.

  • семь-восемь лет – это период, когда ребенок начинает серьезно заниматься каким-то одним видом деятельности. Например, играет в театральном кружке, посещает музыкальную или художественную студию, выбирает «свой» вид спорта. Взрослым, практикующим , желательно поддерживать его интерес к выбранному занятию. Помните, поощряя и запрещая, родители формируют характер ребенка.
  • 9-14 лет – наиболее важный период с точки зрения психического развития ребенка. В подростковом возрасте у детей формируются глубокие, устойчивые интересы, развивается самостоятельное творческое мышление. В этот период родителям стоит активно прививать ребенку практические навыки дисциплины и учить ответственно относиться к выбранному занятию.
  1. Поощряйте увлечения и интересы детей в самых разных областях. Если ребенок любит музыку, легко попадает в ритм мелодии или сочиняет свои собственные песни, отведите его в музыкальную студию. Если книгам и другому «умному» времяпровождению он предпочитает активные игры, займитесь с ним спортом и так далее.
  2. Не стоит навязывать свою точку зрения ребенку. Нередко родители забывают об этой прописной истине, пытаясь через детей претворять в жизнь нереализованные мечты и амбиции. Чтобы этого не происходило, взрослым придется учитывать интересы и желания ребенка, а не свои собственные.
  3. Предоставьте ребенку возможность заниматься тем, что ему интересно. Для этого постарайтесь обеспечить его всем необходимым (например, карандашами и красками, если он рисует, или спортивной одеждой, обувью и инвентарем, если он занимается спортом) и позвольте по мере возможности самостоятельно планировать занятия.
  4. Не стоит критиковать детей, если их опыт оказался не таким удачными, как вы ожидали. Хвалите и поощряйте ребенка за его усилия сделать что-то, а не только за его природный талант или удачу.
  5. Не сомневайтесь в ребенке и не сравнивайте его с другими детьми, даже если они объективно делают что-то лучше, иначе ваш малыш может потерять интерес к занятию. Помните, ваш сын или дочь при любой неудаче ждут от вас поддержки, а не осуждения или критики.
  6. Подготовьте ребенка к занятиям спортом или творческой деятельностью, объяснив своему чаду, почему ему стоит прислушиваться к мнению тренера и какой результат он получит, посещая те или иные занятия.

  1. Если ребенок отказывается заниматься выбранным ранее видом деятельности, не стоит ругать его. Постарайтесь разобраться, что это – обычная лень или его привлекает другой вид деятельности? Иногда лучше сменить несколько увлечений, чем годами заставлять ребенка заниматься тем, что не вызывает у него интереса. Настаивая на своем, вы можете надолго отбить у него желание заниматься чем-либо.
  2. Проследите, чтобы ребенок регулярно посещал занятия. Проявляйте интерес к его увлечениям, ищите разные способы мотивировать чадо к занятию своим хобби – например, почитайте ему биографии известных людей, достигших успеха в той же сфере, или расскажите о собственном положительном опыте.

Всем известно, что самая лучшая форма обучения для детей – игровая. Я-родитель представляет вашему вниманию развивающую игру для дошкольников, направленную на формирование и развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.

Екатерина Кушнир

У каждого ребенка может быть не один, а несколько талантов. Я-родитель предлагает понять, какой талант у вашего ребенка и как его развить.

Комментарии:

Отправить

с 1 года можно начать занятия с конструктором. Лучшая развивающая игрушка это конструктор! Конструктор - это любимая игра у моего сына. Он отлично развивает мелкую моторику и фантазию ребенка. Сначала у нас был дешевый конструктор, но нас он не совсем устраивал. Позже у нас появилась эта новинка от Чикко. Разница на лицо. Этот конструктор безопасен. Он не имеет острых углов, химического запаха. В комплект входит 40 блоков различной, формы, размера и цвета. Блоки крупные и их ребенок не проглотит. С помощью этого конструктора вы с ребенком сможете построить по очереди 5 транспортных средств- машину, паровоз, вертолет и 2 вида самолета. Машинки получаются крупными и ими можно играть. У паровоза и машинки есть колеса и их можно катать по полу. А после того как вы построите паровоз, вы сможете его оживить. Это можно сделать с помощью специального приложения установленного на ваш смартфон.

с 1 года можно начать занятия с конструктором. Лучшая развивающая игрушка это конструктор! Конструктор - это любимая игра у моего сына. Он отлично развивает мелкую моторику и фантазию ребенка. Сначала у нас был дешевый конструктор, но нас он не совсем устраивал. Позже у нас появилась эта новинка от Чикко. Разница на лицо. Этот конструктор безопасен. Он не имеет острых углов, химического запаха. В комплект входит 40 блоков различной, формы, размера и цвета. Блоки крупные и их ребенок не проглотит. С помощью этого конструктора вы с ребенком сможете построить по очереди 5 транспортных средств- машину, паровоз, вертолет и 2 вида самолета. Машинки получаются крупными и ими можно играть. У паровоза и машинки есть колеса и их можно катать по полу. А после того как вы построите паровоз, вы сможете его оживить. Это можно сделать с помощью специального приложения установленного на ваш смартфон.

с 1 года можно начать занятия с конструктором. Лучшая развивающая игрушка это конструктор! Конструктор - это любимая игра у моего сына. Он отлично развивает мелкую моторику и фантазию ребенка. Сначала у нас был дешевый конструктор, но нас он не совсем устраивал. Позже у нас появилась эта новинка от Чикко. Разница на лицо. Этот конструктор безопасен. Он не имеет острых углов, химического запаха. В комплект входит 40 блоков различной, формы, размера и цвета. Блоки крупные и их ребенок не проглотит. С помощью этого конструктора вы с ребенком сможете построить по очереди 5 транспортных средств- машину, паровоз, вертолет и 2 вида самолета. Машинки получаются крупными и ими можно играть. У паровоза и машинки есть колеса и их можно катать по полу. А после того как вы построите паровоз, вы сможете его оживить. Это можно сделать с помощью специального приложения установленного на ваш смартфон.

с 1 года можно начать занятия с конструктором. Лучшая развивающая игрушка это конструктор! Конструктор - это любимая игра у моего сына. Он отлично развивает мелкую моторику и фантазию ребенка. Сначала у нас был дешевый конструктор, но нас он не совсем устраивал. Позже у нас появилась эта новинка от Чикко. Разница на лицо. Этот конструктор безопасен. Он не имеет острых углов, химического запаха. В комплект входит 40 блоков различной, формы, размера и цвета. Блоки крупные и их ребенок не проглотит. С помощью этого конструктора вы с ребенком сможете построить по очереди 5 транспортных средств- машину, паровоз, вертолет и 2 вида самолета. Машинки получаются крупными и ими можно играть. У паровоза и машинки есть колеса и их можно катать по полу. А после того как вы построите паровоз, вы сможете его оживить. Это можно сделать с помощью специального приложения установленного на ваш смартфон.

Детки развиваются, благодаря и качественным игрушкам.
Телефон купили дочке, когда ей было 6 месяцев. Очень порадовало качество пластика, который просто неубиваем. В свои шесть месяцев дочка его крутила, кусала, бросала, но с ним ничего не произошло. Эта игрушка рассчитана для деток от 6 месяцев и до трех лет. Телефон русско-английский, говорит на двух языках, переключается кнопкой из одной стороны в другую, которая находится сверху возле антенки. На передней панели расположены четыре кнопки с цифрами в виде птички, дельфина,собачки и лягушки, в центре находится оранжевая кнопка, на которой изображен телефон, нажимая на нее, ребенок слышит звуки звонка и голос, который говорит: " Алло, кто это?". Чуть выше кнопок в виде полукруга есть кнопка с изображением земного шара, при нажатии на нее из телефона доносится песня, а сам земной шар начинает кружиться. Все кнопочки мигают разноцветными огоньками, которые очень красиво светятся в темноте. Если ребенок не играет телефоном, он говорит:" Пока, пока". Чтобы полностью отключить телефон на задней панели находится переключатель. телефон работает от двух батареек типа ААА. Телефоном дочка играет постоянно - это одна из самых наших любимых игрушек!!



Спасибо очень интересная статья, поделюсь самыми интересными вещичками для первого года жизни - Я считаю, что развивать малышей нужно с самого рождения, поэтому первую игрушка у нас появилась когда крохе исполнился месяц. Для такой важной роли мы выбрали прорезыватель марки Chicco в виде бабочки. У нее есть глазки и добрая улыбка. Малыш доволен - подолгу с ней занимается.

Когда мы немного подросли нам подарили ходунки-трансформеры Chicco 123, рассчитаны от 6мес. до 3 лет. Там такая чудесная игровая панель, со светом и звуком, разные кнопочки и вставки. Сейчас нам 2 года и мы пользуемся уже 3 ступенью - каталкой-квадрациклом! Впервые встретила такую универсальную игрушку которая не надоедает!

И еще расскажу немного о косметики которой мы пользуемся, тоже марки Chicco - стала замечать что у годовасика появился налет на зубках и купила эту пасту, она оказалась очень вкусная как конфетка - малой с удовольствием открывает ротик)) Нам очень понравилась! Со своей задачей справляется на ура!
Может кому нибудь пригодятся наши советы, а то порой покупаешь малышу вещь, а она оказывается совсем не нужна))

Каждый человек рождается со своим набором качеств. С рождения в нем заложена склонность к тому или иному занятию, и очень важно правильно проявить эти качества. По мнению ученых, каждый человек имеет талант . Эти способности живут внутри и лишь при грамотном родительском подходе они «вырываются» наружу. Это – проявление таланта человека.

Нередко родители сетуют на малышей, что их сверстники более удачливы в тех или иных вопросах. Один виртуозно играет на музыкальном инструменте, другой прекрасно рисует, третий уверенно «шпарит» на иностранном языке. Это не значит, что ваш малыш неумеха, просто вы вовремя не разглядели в нем склонность к тому или иному занятию. Как же разбудить «спящий» талант ребенка ?

Для того, чтобы ребенок хотел развивать свои способности, родители должны правильно себя вести. Да-да, именно от них зависит, будет ли кроха иметь талант к чему-либо или нет. Итак, основные правила для родителей:

  1. Наступите на горло своим амбициям . Даже если родители спят и видят своего кроху за каким-либо занятием, это только ИХ желание. Не стоит заставлять малыша реализовывать ваши планы и мечты, сосредоточьтесь на его желаниях и умениях.
  2. Проявляйте максимум внимания малышу . Проанализируйте его интересы и культивируйте то, что ему нравится. Если кроха любит рисовать – покупайте ему все необходимое для этого занятия. Если он виртуозно лепит из пластилина, пополняйте запасы материала и предложите поучаствовать в игре, если он поет и танцует – запишите его в хореографический класс. В общем, делайте то, что ваш малыш ждет от вас.
  3. Поддерживайте ребенка во всем . Если ребенок уже охарактеризовал свои таланты, и вы заметили интерес к чему-либо, поддерживайте его начинания. Обязательно хвалите его за удачные попытки и не наказывайте за неудачи. Только так вы сможете реализовать его потенциал. Однако если вдруг кроха бросит то, что у него отлично получалось, ни в коем случае не настаивайте на обратном. Это может быть временная усталость или разочарование в этом деле. Прислушайтесь к малышу, не идите против его воли. Гораздо лучше сменить род занятий сейчас, чем всю жизнь делать что-то не по душе.
  4. Всегда общайтесь с малышом . Не забывайте проявлять интерес к его занятиям. Он будет чувствовать свою значимость в вашей жизни и поймет, что его способности вызывают у вас интерес. Ему будет приятно и он захочет удивить вас чем-то новым. Оцените его труд.
  5. Развивайте самостоятельность у ребенка . Пусть принимает решения сам, он уже взрослый. Если он видит что-то нестандартно, не пытайтесь навязать «правильный» смысл. Возможно, в малыше растет настоящий гений. Помните, что Пикассо тоже считали чудаком, а ныне его абстракция уходит с аукционов за миллионы.

И еще – никогда не сомневайтесь в своих детях . Если вы будете считать, что у малыша это не выйдет, так оно и будет. Ребенок должен быть уверен в своих силах и вашей поддержке, только так он сможет село идти по пути реализации своего таланта. Так же важно начинать развивать таланты ребенка с раннего детства, в этом Вам и вашему малышу помогут развивающие занятия. Подробно о занятиях можно узнать на сайте Центра детского развития http://sunny-town.org/directions/for-baby.html.

Гордость за своего ребенка — одно из самых приятных в мире чувств. Большинство мам радуется любым детским успехам. Другим же родителям хотелось бы видеть своего малыша выдающимся спортсменом, музыкантом или ученым. Нередко поиски одаренности и даже в ребенке становятся для мам и пап навязчивой идеей. Почему ? И как помочь ребенку, у которого действительно есть способности к чему-то, развить их? На эти спорные, но очень важные темы рассуждает Татьяна Василькова, основатель школы раннего развития « АЗ-БУ-КА» .

Надеяться на гениальность ребенка вредно и даже опасно

«Есть ли у моих детей выдающиеся способности?», «Гениален ли мой ребенок?» — такие вопросы могут задавать заботливые, но при этом очень амбициозные родители. И вопрос этот не только не совсем корректен по отношению к ребенку, но и опасен. Почему?

Потому что если мама задает такой вопрос, то она наверняка рассчитывает, что ее ребенок в чем-то одарен. Ей хочется применить какие-то критерии гениальности, как-то протестировать его, чтобы подтвердить свои догадки. Я не знаю таких критериев и тестов. Зато я знаю, что такая мама, узнав, что у нее обычный ребенок, скорее всего, будет разочарована. В отдельных случаях даже разозлена. Она может почувствовать стыд за него, ведь он не оправдал ее ожиданий. Отношения испортятся, контакт мамы и малыша будет нарушен.

Поэтому я считаю, что специально искать у ребенка выдающиеся способности, как-то тестировать его — это очень рискованное решение. Как бы вам ни хотелось, чтобы ваши дочь или сын были гениальны, не зацикливайтесь на этом. Кроме того, гениальность не нужно выявлять, ведь это способности такой невероятной силы, которые обязательно проявятся сами.

Ловушка одаренности

А если ребенок делает в каком-то деле заметные успехи? В таком случае родителям нужно чутко прислушиваться к нему. Нравится ли ему то, чем он занимается? Он или читает книги по биологии потому, что получает от этого удовольствие? Или потому, что у вас династия музыкантов или врачей — и вы надеетесь, что она будет продолжена? Если с ребенком чем-то усиленно заниматься, у него будут успехи. Но не всегда это значит, что он талантлив в этом деле. На самом деле он может быть одарен совсем в другой сфере, но родители так мечтают вырастить нового пианиста или врача, что отсекают все остальные возможности.

Мне известен такой пример: ребенок интересовался физикой, у него были к ней способности, но папа видел его скрипачом. Мальчик послушался его и много лет занимался музыкой, а потом, уже в зрелом возрасте, осознал: что-то важное упущено. Да, он переучился и наконец-то стал физиком, но сколько времени было потрачено на нелюбимое дело! Он не достиг в физике того, что мог бы, имей он это время. Да и отношения с отцом были испорчены. Это настоящая драма.

Талант или результат хорошей работы?

Как я уже сказала, если ребенок серьезно чем-то занимается, у него будет это получаться, особенно если педагог хороший. Мама думает, что это талант. На самом деле это просто результат каждодневных усилий. Ребенок хорошо развивается и даже достигает успехов, но в какой среде? В среде обычных людей. Это очень маленькая выборка, чтобы делать выводы об одаренности.

Если ваш ребенок лучший, например, в группе по фигурному катанию, сравнивайте его с такими же детьми, делающими успехи, спортшкол олимпийского резерва. Специалисты с богатым опытом способны понять, кто перед ними: невероятно одаренный и перспективный спортсмен или просто целеустремленный и работоспособный человек, возможности которого не безграничны.

В случае со спортом есть еще одна опасность. У человеческого тела есть пределы выносливости, и до какого-то момента ребенок будет тренироваться и достигать все новых успехов. А потом может случиться внезапная травма, которая закроет дорогу в спорт навсегда. Ребенка ждет долгое восстановление и поиски нового пути в жизни, а мама будет разочарована: ведь она рассчитывала на одаренность!

Давайте ребенку выбор

Лучший вариант гармоничного развития для вашего ребенка — это возможность пробовать себя в разных вещах. Сложно предоставить ему такую возможность в домашних стенах, даже если вы каждый день читаете, считаете и рисуете. Например, у малыша могут быть способности к плаванию или занятиям горными лыжами, но вы об этом не узнаете, если не сводите его в бассейн и не подниметесь на гору. Спрашивайте у ребенка, что ему нравится. Это звучит примитивно, но мало кто так делает. Общаясь с ребенком, узнавая его, вы не только укрепляете ваши отношения, но и помогаете ему взрослеть.

Я призываю вас не превращать это всестороннее развитие в систематические занятия на дому, как в школе, по расписанию. Пусть это будут постоянные открытия и эксперименты: сегодня малыш рисует карандашом, завтра берет в руки краски, послезавтра пробует новые техники. Со временем вам станет ясно, что ему удается лучше всего, что ему самому нравится. До трех лет ребенку может удаваться многое, а после семи уже будет видно, к чему лежит его душа, в какой сфере его способности.

Как помочь способному ребенку

Обычные дети в разном возрасте могут демонстрировать способности, которые очень воодушевляют родителей. Кто-то учится читать в три года, кто-то к первому классу. Что бы я советовала делать родителям? Стремиться к всестороннему развитию. Если ребенку действительно легко даются языки, создайте ему условия , . Пусть не ограничивается английским, а выучит столько языков, сколько сможет. Жизнь может так сложиться, что ребенок не найдет других ресурсов для самореализации, кроме этого лингвистического дара. Если он овладеет всего одним языком, пусть даже в совершенстве, но при этом не будет уметь ничего другого, ему сложно будет добиться успеха в жизни. Другое дело, если сын или дочь будут знать пять языков.

Иногда дети с выдающимися способностями отличаются от других, им сложно общаться с другими ребятами, они чувствуют себя одинокими, а порой даже подвергаются насмешкам за свою «инаковость». Многие одаренные дети замыкаются в себе. Хотя в нашем обществе есть запрос на креативных людей, все же оно к ним пока не готово. И задача родителей — найти ребенку окружение, единомышленников, которые не будут над ним смеяться, а окажут всестороннюю поддержку. В доброжелательной среде малышу проще реализовать свои способности.

Если одного ресурса в избытке, другой может быть в дефиците. Люди со сверхспособностями нередко живут в забвении и бедности, потому что не умеют общаться с другими людьми, не могут создать семью, не обладают навыками самопрезентации и попросту не могут зарабатывать на своих изобретениях и шедеврах. Не стоит прикладывать все усилия к развитию какой-то одной сферы, лучше стремиться к балансу.

Слушайте ребенка

Предположим, ребенок с удовольствием занимается спортом и музыкой и даже достигает определенных успехов. Может наступить момент, когда он «перегорит» и не будет стремиться на занятия. Как следует поступить мудрой маме? Велик соблазн рассказать сыну или дочери, что награда международного конкурса или медаль Олимпиады не даются легко, это всегда преодоление себя, слезы и прочие неприятные, но неизбежные вещи. Удержитесь от этого. Удержитесь от мыслей о том, что однажды ребенок вас поблагодарит за то, что вы настояли на своем. Исходите из того, чего хочет он сам. Если ему не нравится, он устал, потерял интерес — это его право, и не надо заставлять заниматься, даже если есть талант. Если ребенку это дело важно и интересно, он будет заниматься. Он найдет способ организовать свою жизнь так, чтобы успевать по максимуму. Интерес — это прекрасная мотивация, и в ваших силах ее поддерживать.

Настояв на своем, не прислушавшись к ребенку, через много лет вы рискуете услышать, что никакой благодарности за это он не испытывает: «Это было нужно тебе, а не мне», «Из-за этого у меня не было детства».

Слушайте ребенка, а не свои амбиции. Думайте о том, как он будет жить через 20−30 лет, когда будет взрослым и самостоятельным. Задавайте вопросы: «Почему ты хочешь поступить именно так?», «Как ты думаешь, что будет, если ты так поступишь?» Отвечая на них, ребенок учится самоорганизации, планированию, ответственности. Давайте ему самостоятельно делать выбор, осознавать последствия своих поступков. Эта осознанность для обычной взрослой жизни, к которой мы готовим детей, намного ценнее любых медалей и грамот.

Наш эксперт - психолог и арт-терапевт Ольга Сапожникова .

Наблюдаем

Дарования и склонности ребёнка особенно ярко проявляются тогда, когда он играет один. Понаблюдайте, чем ваш малыш предпочитает заниматься, какие сюжеты игр выбирает. В какую деятельность он готов погружаться надолго, а какие моменты стремится поскорее проскочить? С чем он легче всего справляется? О чём его мечты и фантазии?

Но главный указатель на талант - это деятельность, к которой ребёнка откровенно тянет, за которую он всегда охотно берётся сам.

Избегаем оценок

Одни способности могут быть ярко выражены, а другие находиться пока лишь в зачаточном состоянии. Но внимания заслуживают и те и другие. Не беритесь делить таланты ребёнка на главные и второстепенные, на полезные и бесполезные. Не важно, насколько серьёзно и осмысленно выглядит то, чем занят ребёнок. Собирает какие-то странные предметы? Увлечённо играет в машинки, когда ему это вроде как уже не по возрасту? Даже если то или иное занятие на первый взгляд кажется пустым баловст-вом, которое никак не применить в последующей жизни, не спешите судить. По крайней мере удержитесь от пренебрежительных высказываний - они могут сильно навредить творческому развитию. Не говоря уже о том, что с непонятной «ерунды» часто начинаются серьёзные увлечения, перерастающие во взрослой жизни в большие прибыльные проекты и профессии нового поколения. Так, например, один мальчик, некогда удивлявший взрослых повышенным интересом к женской одежде, стал потом известным модельером, а старшеклассник, игравший в паровозики, через несколько лет претворил в жизнь успешный игровой проект для детей.

Поддерживаем

Для детей очень важно, чтобы близкие взрослые одобряли то, что они делают, - это как зелёный свет на продолжение любимой игры, а значит, и толчок для развития творческих способностей. Когда детские увлечения не находят поддержки, творческое начало угасает, и, вырастая, такие дети становятся безынициативными исполнителями. Если вы хотите для своего ребёнка другой судьбы, постоянно говорите ему, как вам нравится, что он много рисует (лепит, строит, изобретает, проводит опыты, сочиняет…). То есть приветствуйте именно саму деятельность, а не отдельные её проявления.

Если вам кажется, что интересы и способности ребёнка лежат в разных областях, в первую очередь поддержите его в том, что ему интересно, хотя и трудно. То, что ему даётся легко, всё равно, так или иначе, проявится.

Создаём условия

Для развития таланта ребёнку необходимы три вещи.

Поле для экспериментов. Дайте ему возможность заниматься тем, что интересно, то есть время, место и материал. Избегайте плотного расписания обязательных занятий, оставляйте в детском распорядке дня время для свободной деятельности. Обеспечьте его всем необходимым для хобби и выделите подходящее пространст-во. Если любимое занятие вашего чада сопряжено с побочными эффектами, обязательно определите границы его экспериментального поля так, чтобы не страдали интересы других членов семьи, и обговорите с ним правила поддержания порядка. При этом начинать хорошо примерно так: «Мне нравится, что ты рисуешь, но меня огорчают следы краски на обоях - давай придумаем, как их избежать» или «Здорово, что ты ставишь химические опыты, но давай договоримся, что ты будешь использовать для них только ту посуду, которую я тебе выделю».

Понимание себя. С раннего дет-ства помогайте ребёнку разбираться в своих эмоциях, понимать, что ему нравится, а что нет, и ориентироваться на это в жизни.

Воля. Без воли трудно развить талант - из неё произрастает уважение человека к своему делу. Помочь ребёнку развить волю можно, проявляя уважение к его чувствам и предпочтениям, бережно относясь к его любимым занятиям и признавая его достижения.

Елена Великанова:

Не мешайте ребёнку самому раскрываться. Наблюдайте, слушайте, смотрите - и вы увидите, как раскроется его талант! Ребёнок скажет сам, к чему у него лежит душа, в чём он чувствует свою уникальность и силу.

Публикации по теме