Презентация на тему: Невербальные средства общения. Презентация на тему "вербальные и невербальные средства общения" Презентация на тему вербальные и невербальные средства общения

1 слайд

Тема 1. Вербальные средства коммуникации Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел. Даниэл Уэбстер

2 слайд

План Речь-основное средство вербальной коммуникации. Функции языка Типы приема и передачи информации. Человеческая речь как источник информации. Стили речи. Речевые средства общения. Сущность позитивного общения

3 слайд

Функции языка Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Этническая. Язык как средство объединения народа.

4 слайд

Способы передачи и приема информации Естественный язык Образное мышление - восприятие мира в виде картинки. Художественное полотно или скульптура - это тоже текст (правда, особого свойства), несущий немалую информационную нагрузку. Мышление зрительными образами знакомо каждому человеку, например, когда он вспоминает эпизод из своей жизни не расчлененный словесно, а зафиксированный сознанием в виде фотографии. Сенсорика-понимается биоэнергетический способ обмена информацией, при котором человек ничего не говорит и ничего не демонстрирует (он, вообще, может быть ненаблюдаем), но при этом передает информацию, и она воспринимается коммуникантами.

5 слайд

Что необходимо учитывать при коммуникации У каждого человека от природы существуют все три типа мышления. У разных людей по отношению друг к другу эти типы распределены в процентном отношении неодинаково. Значительный приоритет одного мыслительного типа у человека приводит к редукции двух других.

6 слайд

Все типы мышления развиваемы, врожденное распределение их не является постоянным на протяжении жизни, возможна тенденция к смещению Не исключено, что соотношение трех мыслительных типов в известной мере связано с расовыми особенностями, не цивилизационными, а именно расовыми.

7 слайд

Существует несколько видов речевой деятельности: говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить; слушание - восприятие содержания звучащей речи; письмо - фиксация содержания речи на бумаге; чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации. С точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников - на межличностное и массовое.

8 слайд

Современный русский литературный язык представляет собой систему стилей: Научный Официально-деловой Публицистический Разговорная речь

9 слайд

Позитивное, уверенное общение означает что вы выражаете свои мысли и чувства ясно и сознательно, самым прямым, честным и спонтанным образом. ваш язык соответствует тому, на котором говорит ваш собеседник. вы избегаете специальных терминов, словесных сокращений, иносказаний или жаргонизмов, которые незнакомы собеседнику. вами принято во внимание такие аспекты, как образование, социальное положение и официальный статус собеседника, используете язык, который понятен другому человеку, а не тот, который покажет, насколько вы умный и как «превосходите» слушателя.

10 слайд

Принципы прямого позитивного общения Высказывайтесь прямо. Говорите именно то, что вы думаете или чувствуете, не полагайтесь на свое умение рассказывать истории. Сражайтесь с проблемой, а не с человеком. Есть серьезная разница между фразами «почему ты не можешь убирать за собой?» и «пожалуйста, наведи порядок на рабочем столе». Будьте конкретны, не прибегайте к обобщениям. Сравните фразы «ты всегда опаздываешь» и «почему ты утром снова опоздала?».

11 слайд

Не перестарайтесь с извинениями! Как часто мы говорим: «Извините, но я не могу сегодня работать допоздна» - когда мы совсем не обязаны извиняться Не пускайтесь в пространные объяснения. Не бойтесь употреблять местоимение «я». Вместо того чтобы говорить: «Не думаете ли вы, что было бы неплохо продолжать исследования?» - примите на себя ответственность за авторство идеи: «Я думаю, следует продолжить исследования». Честность. Я имею в виду честность как готовность быть откровенным с самим собой и как позитивное, уверенное выражение своих чувств.

12 слайд

Переделайте следующие высказывания так, чтобы в них присутствовало слово «я». «Ты меня ужасно сердишь, когда не слушаешь меня». «Все согласны с тем, что добровольные увольнения являются решением проблемы». «В этом доме не курят за обедом». «Я сержусь, когда ты уходишь, не дослушав меня». «Я считаю, что добровольные увольнения могут быть решением проблемы». «Я прошу вас не курить за столом во время обеда».

Слайд 2

Общение-процесс установления и развития между людьми.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. 2

Слайд 3

3 ВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ Совершенствование навыков вербального общения Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.

Слайд 4

Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса.

Слайд 5

Примеры вербального общения

  • Слайд 6

    Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Но сприходом электронной почты важность письменного общения сильно возросла. Любое письменное сообщение имеет одно несомненное преимущество перед устным. Составляя его, вы имеете возможность подумать, привести в порядок свои мысли и в случае необходимости даже переписать набело. Однако нужно отметить и недостатки письменной коммуникации. Письменноесообщение не может передать интонации вашего голоса и жестикуляцию. 6

    Слайд 7

    Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностьючеловеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способпередачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например,сигнал красный свет переводится как ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’;поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как ‘прошудополнительную минуту перерыва’ в спортивных состязаниях и т.п. 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Невербальное общение

    Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включаетв себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшимусловием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны вобщении? около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному(визуальному) каналу; невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника. 9

    Слайд 10

    Огромное значение невербальных сигналов в деловом общенииподтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова(которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла,звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты. Невербальное общение включает в себя пять подсистем: 1. Пространственная подсистема (межличностное пространство). 2. Взгляд. 3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: - внешний вид собеседника, - мимика (выражение лица), - пантомимика (позы и жесты). 4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая: - вокальные качества голоса, - его диапазон, - тональность, - тембр. 5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которойотносятся: - темп речи, - паузы, - смех и т.д. 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Один из первых видов общения наших предков

  • Слайд 13

    Выражение лица Выражение лица является важнейшим источником информации о человеке,особенно о его чувствах. Наиболее заметным проявлениеммимики является улыбка, которая, не будучи чрезмерно используемой, являетсяхорошим позитивным стимулом. “Улыбка, как правило, выражает дружелюбие,однако чрезмерная улыбчивость зачастую отражает потребность в одобрении... Натянутая улыбка в неприятной ситуации выдаёт чувства извинения ибеспокойства... Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражаетготовность подчиняться, а улыбка с опущенными бровями выражаетпревосходство Визуальный контакт Глаза - это, как известно, зеркало души, поэтому визуальный контакт. Можно выделить в качестве отдельного специфического умения. Прямойвизуальный контакт - это еще один способ сказать: “Я с тобой, я хочууслышать то, что ты хочешь сказать 13

    Слайд 14

    Кивки головой Кивки головой - очень хороший способ показать клиенту, что вы егослушаете. Наблюдая за работой профессионалов, убеждаешься в том, насколькотерапевтичным оказывается простое кивание головой, в сочетании с хорошимвизуальным контактом и реакциями типа “Угу” и “Я понимаю”. Тон, темп и громкость голоса Голос является важным средством выражения целого диапазонасубъективных чувств и смыслов. Тон и темп речи может многое сказать оэмоциональном состоянии человека. Как правило, скорость речи возрастает,когда говорящий взволнован, возбуждён или обеспокоен. Быстро также говориттот, кто пытается убедить своего собеседника. Медленная же речь частосвидетельствует об угнетённом состоянии, высокомерии или усталости. 14

    Слайд 15

    Итог моей презентации

    Следует выделить два основных вида коммуникации. В человеческом обществе коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Вербальная коммуникация для человека является основным и универсальным способом общения. Любой другой способ взаимодействия может быть выражен средствами языка. Впрочем, как уже говорилось, средствами языка может быть выражено все. А коммуникативная функция, как уже упоминалось в предыдущих главах, является одной из важнейших функций языка. Работу выполнил студент 2 курса Черноморской Государственной Академии Азаров Ю.В. 15

    Посмотреть все слайды




    Кинесика (поза тела, мимика, жесты, походка). Тактильное поведение (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи). Взгляд (направление взгляда, его длительность, частота контакта). Проксемика (ориентация, дистанция, размещение за столом)


    Закрытые жесты и позы Руки, скрещенные на груди, перекрещенные ноги в положениях стоя и сидя. Эмоциональный статус человека не позволяет чувствовать себя свободно и непринужденно. Руки ладонями вверх и широко раскинуты в стороны. Посадка головы прямая, плечи расправлены. Взгляд прямой. Мимика лица без напряжения и скованности. Открыты е жесты и позы тела


    Указательные жесты направлены Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. Демонстративные жесты поясняют положение дел. Касательные жесты помогают установить Касательные жесты помогают установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера.


    Скука: собеседник подпирает свою голову рукой. Чем больше голова опирается на руку, тем собеседнику скучнее. Неодобрение: стряхивание с себя несуществующих ворсинок, расправление складок одежды, одергивание юбки. Готовность уйти: опускание век (потеря интереса), почесывание уха (отгорожение от речи), потягивание мочки уха (не хочет высказываться), поворачивание всем корпусом тела или ногой к двери. Жест в виде снятия очков также дает сигнал для окончания беседы. Раздражение: потирание шеи, лишние движения руками, пощипывании сумочки у дамы, машинальное черчение на бумаге.


    Различаются по способу их совершения, силе и длительности. Крепкое, энергичное потряхивание руки собеседника говорит об искренности партнера, его желании продолжить беседу. Обхват руки своими в виде «перчатки» также говорит о дружелюбии. Различаются по способу их совершения, силе и длительности. Крепкое, энергичное потряхивание руки собеседника говорит об искренности партнера, его желании продолжить беседу. Обхват руки своими в виде «перчатки» также говорит о дружелюбии. Рука, оказывающаяся ладонью вниз в пожатии, свидетельствует о желании доминировать над другим человеком. Если наоборот, повернута ладонью вверх – ее обладатель бессознательно признает себя подчиненным собеседнику. Рука, оказывающаяся ладонью вниз в пожатии, свидетельствует о желании доминировать над другим человеком. Если наоборот, повернута ладонью вверх – ее обладатель бессознательно признает себя подчиненным собеседнику.


    Социальный взгляд – глаза направлены на зону лица человека в области рта, носа и глаз. Он характерен в ситуациях непринужденного общения с друзьями и знакомыми. Интимный взгляд – проходит через линию глаз собеседника и опускается на уровень ниже подбородка, шеи на другие части тела. Характерно расширение зрачков, как предвкушение удовольствия. Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, означает заинтересованность. Если он сопровождается опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, он означает подозрительное, враждебное или критическое отношение.


    Представьте, что на лбу вашего собеседника находится треугольник. Направив свой взгляд на этот треугольник, вы создаете серьезную атмосферу, и другой человек чувствует, что вы настроены по-деловому. Никогда не опускайте свой взгляд ниже глаз другого человека. Иначе вы не сможете контролировать ход переговоров при помощи своего взгляда. Может оказать сильное воздействие на адресата и показать, что вы очень серьезно настроены.



    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Виды вербальной коммуникации: устная, письменная речь, слушание. Устная речь: диалог как одна из форм речевого общения. Виды диалога: информационный, фатический, манипулятивный, полемический. Коммуникативные барьеры непонимания и способы их преодоления. К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации. Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом). Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.

    Cлайд 3

    Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь. Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации. Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями. Выделяют следующие виды диалога: информативный (процесс передачи информации); манипулятивный (скрытое управление собеседником). Речевыми средствами манипуляции являются: эмоциональное воздействие, использование общественных норм и представлений, лингвистическая подмена информации; полемический; фатический (поддержание контакта). В процессе коммуникации могут возникнуть коммуникативные барьеры: Логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне понимания или непонимания. Стилистический барьер – несоответствие формы представления информации ее содержанию. Возникает при неправильной организации сообщения. Сообщение должно быть построено: от внимания к интересу; от интереса к основным положениям; от основных положений к возражениям и вопросам, ответам, выводам, резюмированию. Семантический (смысловой) барьер – возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией, а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур. Фонетический барьер – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Вербальное общение. Презентацию подготовила воспитатель 2 млад. группы №1 МДОУ комб. вида д/с №12 «Жемчужина» Алиева Э.Н

    Средства общения делятся на вербальные и невербальные.

    Вербальное общение – это речь. С его помощью человек может выражать свои мысли, оно является наиболее распространенным способом коммуникации. Переоценить значение устной речи сложно: информация не только передается, но и уточняется, стимулирует человека к развитию. Как известно, в споре рождается истина – это и есть одна из задач, которую решает вербальное общение.

    Этот тип общения может нести в себе функцию сообщения либо побуждения. Если человек указывает на какой-либо предмет, то это указательная (индикативная) функция.

    Выражая свои мысли, человек пользуется функцией высказывания (предикативной). Еще одна важная задача, которую выполняет словесное общение – стимулирования человека к действию, решению, желанию. Эта функция так и называется – функция побуждения.

    Особенностью является то, что огромное значение имеет эмоциональная окраска речи. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут вызвать у собеседника разную реакцию: согласие либо агрессию, желание задуматься. Точно так же одну и ту же мысль можно донести, используя разные слова, тем самым оказывая различное воздействие на оппонента.

    Вербальное общение Устная речь Письменная речь

    Говорите доброжелательно. Говорите хорошее собеседнику. Соблюдайте речевой этикет, правила вежливости. Не перебивайте. Соблюдайте правила своей коммуникативной роли. Правила вербального поведения в диалоге:

    Невербальное общение - это “язык тела”. И зачастую он дает более правдивую информацию о чувствах того, кто с вами говорит. Этот тип общения может быть выражен в нескольких формах. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы регулировать процесс общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами; помогать истолкованию словесного текста; выражать эмоции.

    В настоящее время языку мимики и жестов придается все более важное значение. Этот способ передачи информации является естественным. Мы часто не обращаем внимания на наши телодвижения, между тем они не только несут в себе информацию, которую воспринимает наш разум, но и способны влиять на другого человека. Вывод

    Невербальное общение значительно обогащает нашу речь, делает ее ярче, эмоциональнее. От 60 до 95 % информации передается с помощью невербального общения. Невербальные средства общения используются в художественной литературе (особенно в драматических произведениях), в криминалистике.

    Сухомлинский «Слова могут убить - оживить, ранить – излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить»

     Спасибо за внимание! 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    дидактические игры на развитие не вербального общения

    Проведение дидактических игр на развитие не вербального общения:Цель: раскованность, развитие чувства юмора, работа с мимикой.Игра «Веселые мартышки»Спящий котенок (для детей 3 - 4 лет)...

  • Публикации по теме