Субъективная реальность. Различают объективную и субъективную реальность

Изменить свою жизнь путем оказания влияния на реальность – способ, вызывающий недоверие у многих людей. Тем не менее, каждый из нас в определенные периоды своей жизни предпринимал некие шаги, в результате которых кардинально менялось прежнее окружение, материальное состояние, излечивались хронические заболевания. На данный момент, упрощенный вариант получения таких изменений демонстрируется в различных техниках достижения успеха.

Если суммировать большинство рекомендаций, то, в конечном итоге, мы получаем способ изменения устаревшей модели мира, берущий за основу существование двух философских категорий – объективной и субъективной реальности, и осознание собственных возможностей их развития.

Человек и объективная реальность

О том, насколько поддается влиянию человека объективная реальность, можно судить благодаря простому примеру. Отец ведет за руку ребенка, который в категоричной форме требует немедленно удалить из привычной среды обитания камни всех размеров. Причина у малыша вполне серьезная – камень причинил боль, и ребенок немедленно сделал вывод, что и другие камни будут вести себя подобным образом. Самое простое решение с точки зрения ребенка – искоренить каменное зло навсегда. Однако отец даже не пытается выполнить требование, поскольку знает, что это невозможно.

Наличие камней на планете – объективная реальность, которую мы не в силах изменить. То же самое касается смены времен года, восходов и заходов солнца, либо атмосферных явлений. Попытки повлиять на объективную реальность, часто оборачиваются негативными последствиями, порождающими новые составляющие. Например, вполне материалистический подход к обилию дождей, позволивший предпринять попытку внесения изменений с помощью «расстрелов» дождевых облаков, привел к выпадению снега на территории, где его могли видеть только на фотографиях или в фильмах.

Принять идеалистическую точку зрения, делегирующую создание и управление объективной реальностью божественным силам, материалисты не могут. Однако признают, что функционирует данный механизм исключительно исходя из собственного устройства, и никаких вмешательств не допускает. Иными словами, объективная реальность – это действительность, изменить которую человек не может.

Субъективная реальность и ее изменение

В детстве и подростковом периоде, основываясь на мнении окружения, а также на собственном опыте, человек создает модель мира, которая может изменяться, наподобие физических или математических моделей, меняющихся благодаря результатам, полученным в процессе экспериментальных исследований. Тот же ребенок, требующий исчезновения камней с лица земли, создал субъективную реальность, в которой камни представляют собой угрозу его комфортному существованию.

Если не предпринять никаких действий, то выстроенная модель будет оставаться неизменной долгие годы, пока не возникнет ситуация, способная изменить субъективную точку зрения. Однако отцу достаточно показать, как «злой» камень может разнообразить детскую игру в качестве строительного материала для сказочного замка, и ситуация изменится кардинально.

Внутренние и внешние каналы, поставляющие нам информацию, путем ее смешивания, превращают вполне обычные вещи в необычные. У ребенка представление простого карандаша в образе космической ракеты, создает сказочный, далекий от реальной действительности мир. Практически то же самое происходит и у взрослого человека. Его оценка информации, поступившей с помощью внешнего канала (зрения, обоняния, слуха), создает собственную субъективную реальность, которая может быть схожей с субъективными реальностями других людей только благодаря длительному сосуществованию в одинаковых условиях.

Так, могут совпадать оценки объективной реальности у людей одинаковых профессий. И все же, субъективная реальность – сугубо индивидуальна, хотя может меняться под воздействием мнения окружающих. В этом случае происходит трансформация существующей модели мира и, соответственно, изменения в жизни человека.

Таким образом, управляя собственными оценками, а значит и субъективной реальностью, человек может изменить свою жизнь и добиться долгожданного успеха.

08.04.2017 18:26

Перед вами, возможно, самый простой способ, которым я могу рассказать о субъективной реальности, и о том, почему я такой ярый ее сторонник.

Но сначала... несколько определений.

Объективная реальность (ОР) - точка зрения, при которой ты герой сна, а мир сна вокруг - плотен, реален и объективен. С позиции ОР человек обычно вообще не думает о материальном мире как о сне, - он принимает привитое обществом представление, что мир сна - это сама реальность. Сам объективный мир рассматривается как основа знания. Важно отметить, что не может быть какого-либо доказательства, что реальность на самом деле работает именно так, - это одно гигантское недоказуемое предположение. Хотя, его также нельзя и опровергнуть.

Солипсизм - это точка зрения, при которой ты герой сна, а мир сна либо твоя проекция, либо какая-то другая иллюзия, либо просто непознаваемая сущность. Другие люди не реальны в той же степени, что и ты. Основой для познания является твой ум. Хотя его ложность и невозможно доказать, поскольку солипсизм объективно неопровержим, многие философы не любят его из-за того, что видят в нем философский тупик. Я склонен с ними согласиться. Если вы хотите узнать больше о солипсизме, дает о нем вполне исчерпывающее представление.

Субъективная реальность (СР) , как я могу ее описать, – это точка зрения, при которой твоя подлинная сущность - это сновидец, которому снится сон, поэтому ты – осознающее пространство, в котором разворачивается весь мир сновидения. Тело-ум - твой аватар в мире сна, герой, который дает тебе точку зрения от первого лица, в то время как ты взаимодействуешь с содержанием собственного сознания. Но этот аватар не более ты, чем любой другой персонаж мира сна. Эта точка зрения тоже объективно неопровержима, поэтому доказать ее ложность невозможно. Однако я нахожу в ней очень мощный и эффективный способ взаимодействия со сновидческим миром реальности на многих уровнях.

Противоречат ли друг другу ОР и СР?

Это зависит от вашей точки зрения.

Если вы отталкиваетесь от позиции ОР, то вам кажется, что они не могут сосуществовать. Если верна точка зрения ОР, то точка зрения СР должна быть ложной. В лучшем случае вы можете принять образ мыслей солипсизма в более широком контексте ОР, но вы не можете уместить позицию СР в рамки ОР. Для меня это одно из основных ограничений модели ОР. ОР отвергает СР, но никогда не сможет доказать ее ложность, поэтому по сути, ОР отвергает потенциально ценную точку зрения. Это то же самое, что сказать «я прав, а ты ошибаешься» просто потому, что я – это я, а ты – нет. Это главный недостаток модели ОР. Если модель не предоставляет пространства для всех потенциально ценных точек зрения, то это плохая модель. Следовательно, мы никогда не можем полностью доверять этой модели, поскольку она может легко оказаться совершенно неверной. Если мы основываем свои решения на этой модели, то можем принимать одно неверное решение за другим, но так никогда этого и не узнаем. Она просто слишком узка для наших целей, это то же самое, что жить с одной рукой, завернутой за спину.

Главное исключение, где ОР позволяет нам интегрировать в себя СР, – это сновидения. Таким образом, вы могли бы сказать, что ваши сны содержатся в более широких рамках ОР, то есть вы, по-прежнему материальное существо, спящее в постели и переживающее этот внутренний ментальный опыт, когда видите сны по ночам. Всякий, кто имел опыт осознанных сновидений, очень хорошо понимает эту точку зрения. Тем не менее, можно заметить, что когда вы не осознаете себя полностью, то ошибаетесь, думая, что ваш субъективный мир сна - это на самом деле другой мир ОР. Вы слепо принимаете, что вы персонаж сновидения, совершенно не сознавая, что вы на самом деле сновидец и что весь этот мир содержится лишь в вашем сознании. Но, конечно, вы ошибаетесь, и никогда этого не поймете, пока (1) не проснетесь или (2) не осознаете себя в своем сне. Итак, откуда же вы знаете, что не делаете этого же ошибочного предположения прямо сейчас? Осознавали ли вы себя когда-нибудь во время бодрствования?

Хотя ОР принимает субъективную природу снов, ей совершенно не удается учитывать точку зрения СР на уровне материальной реальности бодрствования. Если вы принимаете эту модель, то она вынуждает вас, по сути, прийти к выводу, что люди, верящие в СР, либо ошибаются, либо бредят, что составляет природу систем убеждений, отвергающих другие потенциально ценные точки зрения. Следовательно... можно предположить, что я продолжу получать сообщения в стиле «ты псих» от сторонников ОР, хотя ни один из них не пытается доказать, что точка зрения СР не верна. Еще раз, это было бы невозможно, поскольку СР не может быть опровергнута.

Теперь давайте рассмотрим ОР с позиции СР

Разумная модель реальности должна учитывать все потенциально ценные точки зрения, и СР очень хорошо с этим справляется. Она не отвергает ОР категорически. Она просто помещает ОР на другой уровень. Объективный мир - это мир сна, который представляет собой некий симулятор, работающий в рамках более широкого сознания, которое и есть вы. Переходя на точку зрения от первого лица и взаимодействуя с симулятором изнутри - что, нужно признать, очень соблазнительная позиция - вы можете пережить опыт ОР в более широком контексте СР. Если вы смотрели «Матрицу», то помните, что когда персонажи входят в мир Матрицы и взаимодействуют с ним, они находятся в объективном мире симулятора. Если не учитывать их улучшенные физические способности и внешнюю помощь, которые они получают, во всем остальном их тела подчиняются законам симулятора, также как ваше тело подчиняется законам этого симулятора ОР.

С точки зрения СР, ОР просто описывает свойства мира сновидения, в то время как точка зрения СР дает понимание, что это просто сон. Эти две точки зрения могут сосуществовать, не противореча друг другу. Это очень похоже на видеоигру. Вы можете отождествлять себя с игроком, находящимся вне симулятора или с персонажем внутри. Вы можете даже быть и тем человеком, который написал эту программу. Все эти точки зрения правомерны и не противоречат друг другу.

Ни ОР ни СР не могут быть опровергнуты, поэтому вы не можете в объективном смысле доказать ложность ни одной из них. Но в субъективном плане опыт СР изнутри и то, как она учитывает ОР, кажется мне гораздо более логичным, чем точка зрения ОР, полностью отвергающая СР. СР также учитывает и потенциально правомерную точку зрения солипсизма. Поэтому я нахожу, что более широкий контекст СР правильнее.

Не согласитесь ли вы, что для разумной модели реальности есть смысл учитывать все потенциально ценные субмодели, ложность которых невозможно доказать? В конце концов, если мы не можем что-либо опровергнуть, то наша модель должна учитывать возможность, что это является истиной (также не утверждая слепо, что оно ею является). В противном случае мы никогда не сможем полагаться на нашу модель, также как никогда не можем полагаться на модель ОР.

Вот почему я так защищаю точку зрения субъективной реальности. Я сознаю, что эту модель непросто понять или принять, если вы сейчас уверены в позиции ОР. Но если вам все- таки удастся принять ее, думаю, вы найдете, что в ней гораздо больше смысла, чем в ОР, и что она позволяет вам принимать гораздо более верные решения. Вы не теряете ничего из сильных сторон модели ОР, потому что ОР полностью умещается в рамки СР, но вы заключаете ее во внешнее пространство, которое позволяет вам принимать и включать еще многие другие точки зрения.

А если вы все же переключитесь на модель СР, и попытаетесь объяснить ее суть другим любителям ОР... Я лишь могу пожелать вам удачи:)

Субъективный мир человека как объективная реальность

1.1 Субъективная и объективная реальность

С давних времен в философии стояла проблема реальности. Человек понял что тот мир представлен ему в мнениях. И что существует как бы два мира, две реальности - объективная и субъективная.

Объективная реальность - действительность; вообще всё то, что существует. Окружающий нас мир, мир сам по себе.

Материалисты обычно представляют объективную реальность как некий механизм, который работает в соответствии со своим устройством и на который люди могут оказывать лишь ограниченное влияние. Взгляд некоторых религий на объективную реальность мало отличается от материалистического - вся разница сводится к тому, что здесь этот «механизм» был создан Богом (деизм); кроме того, Бог иногда вмешивается в работу этого «механизма» (теизм). Агностики же считают, что «объективная реальность», то есть мир сам по себе, не доступна пониманию человека.

С точки зрения современных естественных наук «объективная реальность» является принципиально непознаваемой (в полном объёме, до мельчайших деталей), так как квантовая теория доказывает, что наличие наблюдателя изменяет наблюдаемое (парадокс наблюдателя).

По мнению некоторых учёных, сам термин «объективная реальность», введенный в отечественной философской традиции, представляет собой пример логической ошибки (плеоназм), поскольку уже понятие «реальность» обозначает данность, свободную от субъективных влияний. В подобном смысле даже иллюзии являются «реальностью» для конкретной психики в случае, если мы рассматриваем их как закономерное продолжение психических состояний личности и суммы внешних влияний (такие иллюзии могут быть даже отражены в истории психической болезни, или быть объектом научных опытов).

Субъективная реальность - это, то как нам представлен окружающий нас мир, через органы чувств и восприятия, наше представление о мире. И в этом смысле, у каждого человека складывается своё представление о мире, о реальности. Это происходит по некоторым причинам, так например чувствительность органов у людей может быть различной, и мир слепого человека разительно отличается от мира зрячего.

Таким образом каждый отдельный человек живет в своем мире, созданном на основе его личного опыта.

Арабо-мусульманская средневековая философия Ибн-Сина

Возникновение ислама как религии, провозгласившей «знание» в качестве компонента веры. Мировоззренческие проблемы в Коране: учение о происхождении человека, концепция предопределения и свободы воли. Концепция знания в исламе...

Виртуальная реальность

Компьютер создается человеком. При этом человек не становится машиной, а машина выступает в качестве его орудия. Технически «виртуальная реальность» обозначает особым образом приспособленные компьютеры...

Диалектика и ее основные принципы

Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества...

История философии

Диалектика. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика. Структура, законы, функции диалектики: Диалектика - признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод...

Нация и ее роль в современной жизни человечества

Последние 200 лет истории и современный этап человечества невозможно понять, если не разобраться в смысле термина "нация", настолько этот термин обозначает нечто существенное в человеческом бытии...

Ноогенетические аспекты современного глобально-цивилизационного процесса

Понятие "сконструированная реальность", которое корреспондирует с определениями ноосферы и радикально меняет канонические представления о соотношении Природа - Человек - Общество...

Общество

Из факта того, что человек одновременно и предпосылка и результат исторического процесса можно сделать вывод о том, что его деятельность одновременно и предопределена и свободна...

Понятие истины в философии

Объективная истина -- это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме)...

Понятие истины в философии

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Истина субъективна. Когда мы говорим, что истина "субъективна", это значит, что она не существует помимо человека и человечества; истина объективна - это значит...

Проблема бытия в историко-филосовской мысли

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии! Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее...

Проблема индивидуального и надиндивидуального сознания в философии

Актуальность философского анализа проблемы сознания обусловлена, прежде всего, тем...

Проблема реальности: объективная реальность, субъективная реальность, виртуальная реальность

Массовое распрост-ранение представлений о прецеденте виртуальной реаль-ности спровоцировано появлением мультимедийной тех-ники виртуальной реальности...

Соотношение понятий "быт" и "бытие"

Установив, что различные целостности, имеющиеся в мире, - природа, человек, все созданное им, включая его мысли и идеи, общество, - равно существуют, наличествуют, следуя внутренней логике движения мысли о бытии...

Теория истины

Проблема истины - центральная проблема теории познания. Наряду с такими понятиями как добро, красота, справедливость относится также и к мировоззрению, к фундаментальным характеристикам человеческого бытия...

Философское учение о бытие

Категория бытия допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы...

13.07.2015 17:54

Со времени последней статьи я получил множество вопросов о понятии субъективной реальности, поэтому освещу основные из них в форме вопросов - ответов. Большинство людей задавало вопросы с точки зрения, которая пытается втиснуть субъективную реальность в рамки объективной реальности. Отсюда обычно и происходит путаница. Субъективная реальность требует совсем другого подхода.

Первые два вопроса имеют ключевое значение для понимания субъективной реальности. Все остальное проистекает из ответов на них.

Что такое субъективная реальность?

Вот каким образом я использую этот термин: субъективная реальность - это целостная система убеждений, в которой первичны сознание и осознанность. Они являются пространством, в котором существует всё остальное. И я действительно имею в виду ВСЁ.

Один из способов, которым можно размышлять о субъективной реальности, – это как о голопалубе из «Звездного пути». Но от этой модели я хотел бы отойти, поскольку обнаружил, что большинство людей думает о ней слишком объективно, как если бы голопалуба все же существовала где-то (не здесь) в объективной вселенной. Это был бы мир фильмов о матрице, но это не субъективная реальность. В этом случае вы просто испытываете искусственно смоделированный субъективный опыт в более широких объективных рамках. В этих фильмах у вас по-прежнему есть внешний объективный мир, существующий реально. Поэтому это не та модель, которая нам подходит.

В по-настоящему субъективной вселенной не существует ничего вне вашего собственного сознания - ни мира, ни тел, ни умов. Предположим, я задаю вам вопрос: «Если в лесу падает дерево и нет никого, кто бы это услышал, производит ли оно шум?» С позиции объективной системы взглядов вы могли бы ответить «да», но вы так же могли бы ответить «нет» в зависимости от вашего отношения к квантовой физике. Но если вы верите в субъективную реальность, вам придется совсем отклонить вопрос. Вы бы сказали, что вне вашего сознания нет такой вещи, как дерево. Это дерево просто не существует. Как, впрочем, и лес. Если там нет вам, чтобы наблюдать это, то этого вообще нет. Без сознания нет существования.

Итак, в этой модели вы не тело, наделенное умом, странствующее в материальном мире. Вы чистое осознающее сознание, а материальный мир «странствует» внутри вас. И это включает и то, о чем вы думаете как о своем теле и уме... как и всякое другое тело, которое вы воспринимаете.

Вторая составляющая заключается в том, что в субъективной вселенной мысль - это основной творческий элемент. Все мысли воплощаются в той или иной форме, осознанно или неосознанно. Таким образом, материальный мир существует как гигантский компьютер, перерабатывающий ваши мысли в реальность. Мысли - это волны, а физический мир - сумма всех этих волн. Поэтому там, где нет мыслей, нет физического существования. Если мысль не существует, то нет и ее материального воплощения.

Чем являетесь "вы" в субъективной реальности?

Это решающий момент в том, чтобы по-настоящему осознать субъективную реальность. В субъективной реальности "вы" имеете совершенно иной характер. Вы - это сознание, в котором существует все: время, пространство, люди, места, события... все. Вы не человеческое существо с телом и умом. Вы сознание, и внутри вас, так случилось, есть человеческое существо с телом и умом. Поэтому все, что вы воспринимаете, должно толковаться с точки зрения сознания, не с точки зрения какого-либо определенного тела-ума, включая и то, которое вы считаете своим.

Представьте видеоигру от первого лица с аватаром на экране, которым вы управляете. Вы можете перемещать его и взаимодействовать с другими персонажами игрового мира. В объективной реальности вы воспринимаете этого персонажа как себя. Вы отождествляете себя с ним. Следовательно, все остальное в игровом мире «не вы». И, конечно, в большинстве такого рода видеоигр взаимоотношения вашего персонажа и остального игрового мира обычно основаны на конфликте. Вы - против остальных.

Но в субъективной реальности вы не отождествляете себя с этим персонажем на экране. Вы отождествляете себя с пространством, в котором разворачивается вся имитация, и на самом деле нет ничего вне этого пространства - совсем никакого внешнего мира. Таким образом, этот персонаж бегает внутри вас вместе со многими другими. Поскольку вы не отождествляете себя с персонажем, его судьба мало заботит вас. То, что имеет значение, – это состояние игрового мира в целом. Роль вашего аватара заключается только в том, чтобы быть средством влияния на игровой мир, и в том, чтобы помогать изменять его. Но такие взаимоотношения не будут строиться вокруг конфликта, потому что нет смысла противопоставлять себя и остальных. Все является вами. К тому же не существует ничего за пределами этой имитации, даже пространства и времени. Это целый мир. Таким образом, имитация не разворачивается в более широких объективных рамках - она сама эти рамки.

Вы имеете в виду, что в субъективной реальности все, что я переживаю, происходит в моей собственной голове?

Нет. Все, что вы переживаете, происходит в вашем сознании, и это включает также и вашу голову. Таким образом, ваша голова находится внутри вашего сознания, не наоборот.

Итак, все остальные просто моя проекция - жена, дети и т. д.?

Да. В рамках субъективной системы взглядов все является проекцией сознания.

Тогда другие люди только тени меня настоящего?

Они не тени. Они настолько же вы, как и ваше тело-ум, равные составляющие вашего осознающего сознания.

То есть в рамках субъективной системы взглядов другие люди обладают сознанием, как и я?

Люди не обладают сознанием. Только сознание сознательно. Поэтому в некотором смысле других осознающих людей нет. Есть только одно сознание, и все люди, которых вы воспринимаете, существуют в нем. И это сознание - это кто и что вы есть. Есть только одно сознание, поэтому есть только вы один.

Итак, я один обладаю сознанием?

Да. Если вы отождествляете себя со своим физическим телом-умом, вы, скорее всего, предположите, что ваше осознающее сознание это что-то, происходящее внутри вашего ума или головы. Следовательно, вы предположите, что все другие тела, которые вы воспринимаете, также обладают сознанием, как и вы сами, сознанием, отделенным от вас. Вы предположите, что не можете воспринимать сознательные умы других людей, поскольку это что-то, что также происходит внутри их голов.

Но все это просто иллюзия. Это ошибочное предположение.

Реальность состоит в том, что на самом деле вы единственный, кто обладает сознанием. Но этот вы, обладающий сознанием, не является вашим телом-умом. Ваше тело-ум, также как и все остальные тела-умы, которые вы воспринимаете, существуют в вашем сознании. Есть только одно сознание, и это ваша истинная природа. Все остальное существует внутри вас. Вот почему вы воспринимаете только одно сознание. Это единственное сознание, которое существует.

Сколько существует субъективных реальностей?

Может быть только одна. :)

Субъективная реальность строится вокруг сознания, и это сознание вы настоящий. Нет людей где-то «не здесь» с их собственные субъективные реальности. Есть только вы. И существует только ваша субъективная реальность.

Почему тогда я отождествляю себя именно с этим телом, а не каким-нибудь еще?

Таким образом вы можете переживать материальную реальность с точки зрения первого лица. Это позволяет вам взаимодействовать с материальным миром на совершенно другом уровне, на уровне невозможном, если вы остаетесь в «режиме бога». Материальное воплощение дает вам более богатый опыт и больше возможностей. Но вы ограничены работой только через это воплощение, лишь в той степени, в которой вы верите в такое ограничение. Настоящий «режим бога» по-прежнему доступен.

Но что если я не верю, что я сознание? Что если я считаю, что я материальное тело, обладающее умом?

Тогда это и станет вашей реальностью. Если вы считаете, что вы тело, обладающее умом, таким и будет ваше существование.

Вы как бог, который использует свою силу, чтобы сделать себя бессильным. Тогда вы слабы, и попытка использовать свою мысль для воплощения намерений просто не сработает до тех пор, пока вы продолжаете верить в свое бессилие.

Но я вижу множество доказательств, что мир существует снаружи меня, поэтому я верю в объективную вселенную. Я что-то упускаю из вида?

На самом деле все наоборот. Вы видите такие доказательства, потому что верите в объективную вселенную. Ваши убеждения о реальности воплощают материальные доказательства, согласующиеся с ними. Поэтому если вы посмотрите на материальный мир, то увидите просто отражение своих убеждений о материальном мире.

Итак, как же я могу узнать, что субъективная реальность действительно существует?

Измените свои убеждения и посмотрите на то, как материальный мир меняется, чтобы им соответствовать.

Значит, если бы я поверил во что-то несуществующее или пока невозможное, то оно начало бы воплощаться в материальном мире?

Да, начало бы. Материальный мир – это сумма мыслей. Поэтому, прежде всего, чтобы изменить этот мир, вы должны принять убеждение, что возможно творение с помощью мысли. Вы должны не только верить в это. Вы должны знать это.

Если вы пытаетесь создавать что-то с помощью мысли, однако в глубине души по-прежнему считаете, что это невозможно или совершенно невероятно, то у вас ничего не получится. Материальный мир, включая время и пространство, может воплощаться только таким образом, который согласуется с вашими истинными убеждениями.

Но это не соответствует науке, истории и т. д.

Наука и история, прошлое и будущее и все ваши воспоминания существуют в вашем сознании. Вы воплощаете их. Если вы верите, что что-то не может соответствовать действительности, то это не может соответствовать действительности.

Наука основывается на предположении, что существует объективная реальность. Все понятие об объективном наблюдении проистекает из этого предположения. Но это предположение недоказуемо, а следовательно, может быть ошибочным. С субъективной точки зрения, именно вера в объективную реальность воплощает все научные законы и открытия. Отбросить это убеждение означает сделать возможным нарушение кажущихся незыблемыми научных законов.

Значит даже прошлое и будущее на самом деле не существуют?

Они существуют до той степени, в которой вы верите, что они существуют. Все, что реально, – это настоящий момент, поскольку сознание временем не ограничено. Вы создаете переживание времени в рамках сознания.

Следовательно, вы не можете искать в прошлом или будущем доказательств субъективной реальности. Ваше восприятие прошлого и будущего и всех предполагаемых доказательств, содержащихся в них, само по себе порождение субъективной реальности. Вы найдете в них только то, что ожидаете найти.

Единственно надежное место для поиска истины - это само сознание.

Зачем создавать время?

Чтобы испытать ограниченность временем, что дает опыт роста. Развитие – это то, чего вы не можете пережить без материального воплощения, потому что чистое сознание уже совершенно, поэтому не развивается и не изменяется. Чтобы пережить рост, вашим единственным вариантом было занять точку зрения, отдаляющую вас от понимания того, что вы чистое сознание, так чтобы вы могли пройти процесс поиска пути назад к совершенству.

Что насчет физических научных законов? Я могу нарушать их?

Нет, если вы считаете, что они реальны. Во что бы вы ни верили как в универсальный закон, материальный мир (включая ваше тело) должен этому подчиняться. Вы не можете нарушить никакой закон, о верности которого вы «знаете». Но вы можете изменить свое знание о том, что является верным, когда начинаете отдавать себе отчет, что являетесь сознанием, не просто телом-умом в материальном мире.

Что такое убеждение?

Убеждение - это мысль. Все мысли созидательны. Следовательно, убеждение - это утверждение о природе реальности, которое непременно воплощается. В конечном счете убеждение - это выбор.

У вас есть полная свобода верить в то, во что вы хотите. Это включает в себя способность решить, что у вас нет выбора. Если вы считаете, что реальность это что-то, что случается с вами, что-то, чего вы не создаете, тогда таким и будет ваш выбор.

Тогда почему материальный мир кажется таким стабильным?

Он кажется стабильным, потому что вы верите, что он стабилен. Вы позволяете своему восприятию снабжать информацией свои мысли, вместо того чтобы больше управлять напрямую своими мыслями.

Нет восприятия без творения. Когда вы воспринимаете что-то в своей реальности и формируете мнение об этом, вы подкрепляете продолжение этой реальности. Если вы хотите создать в материальном мире прерывность, то должны создать прерывность в своих мыслях. Это значит, что вы должны начать верить во что-то, чего еще не можете воспринимать. Вы делаешь это с помощью своего воображения, и, в конце концов, это воплотиться.

Если я поверю в субъективную вселенную, как это повлияет на мое поведение по отношению к другим людям?

Взаимоотношения между вашим физическим телом и телами других людей будут происходить в соответствии с вашими убеждениями о природе реальности, также как вы можете это видеть сейчас. Если вы считаете, что мир враждебен, то будете относиться к другим с подозрением. Если вы считаете, что мир полон любви, то будете относиться к другим с симпатией.

Когда вы отождествляете себя с самим сознанием, то воспринимаете всю реальность как происходящее внутри себя. Все, что существует, – это воплощение вас. Такая точка зрения переводит развитие на совершенно другой уровень, поскольку тогда вы способны решать, какой мир вы хотите создавать.

При субъективной системе взглядов не буду ли я чрезмерно сконцентрирован на себе?

Вы естественным образом сконцентрированы на себе. Проблема возникает тогда, когда вы выбираете неверное «себя», которое становится вашим центром. Когда вы решаете, что вы – это ваше тело, и оно становится вашми центром, тогда вы воплощаете всяческие проблемы, поскольку вы соревнуетесь с другими телами. Это вы против них. Вы против остальных. И ваши взаимоотношения с другими людьми неизменно будут строиться на страхе, точно так же как вы видите это в состязательных или жестких видеоиграх. Вы можете пытаться подавить страх и чувство соперничества с другими людьми, но никогда не сможете освободиться от них. Страх и соперничество – естественный побочный продукт отождествления с эго.

Но когда вы в качестве своего центра выбираете чистое сознание, то принимаете чудесное решение, потому что нет ничего вне сознания. Тогда вашим центром становитесь вы подлинный, который включает в себя все существующее. Поэтому нет вас против них. В этом случае ваши взаимоотношения становятся более любящими и радостными. Вашим центром становитесь вы настоящий. Другое название для этого – сознание Бога.

Таким образом, субъективная система взглядов сделает вашми центром ВАС САМИХ, а не вас самих, а это очень радостное состояние.

Как я могу относиться с любовью к другим людям, если не верю, что они существуют?

По сути, вы не проявляете любовь по отношению к другим. Вы можете только относиться с любовью к себе самому - к себе-сознанию. Вы перестанете воспринимать взаимоотношения между людьми в виде «вы и они». Вместо этого все есть вы. Ваше тело и тело другого человека как сердце и легкие большего целого. Вы бы не захотели, чтобы ваше сердце ссорилось с вашими легкими. Поэтому принимая эту точку зрения, вы берете на себя ответственность за всю полноту существования, потому что фактически это ваше творение. Поэтому вы захотите, чтобы все, что вы воспринимаете, было полно любви.

Вот что имел в виду Иисус, когда говорил: «Возлюби ближнего твоего как самого себя». Он не имел в виду, что вы материальное тело-ум и должны любить других человеческих существ точно так же, как любите собственное тело. Он говорил о том, что вы сознание, и поэтому ваш ближний – это вы. Любить своего ближнего как самого себя значит любить ближнего, потому что он – это вы. Вы неделимы, разделение просто иллюзия.

Иисус также говорил: «Отец, прости им, ибо не ведают, что творят». Но есть два типа прощения. Один – это простить своего ближнего за видимые проступки как если бы он был отдельным существом. Прости, забудь и иди дальше. Но Иисус говорит о более высоком уровне прощения. Когда вы отождествляете себя с чистым сознанием, то прощаете других людей, потому что они – это вы. Поэтому все прощение на этом уровне – это прощение себя. Это значит, что вы с любовью принимаете все в своей реальности, потому что сами создали ее.

С точки зрения субъективной реальности лучший способ взаимодействия с миром – это строить каждые отношения вокруг гармонии, любви и радости. Делать иначе будет просто создавать страдание, и ни одно полностью осознанное существо не захочет выбрать этого. Если вы – это любовь, гармония и радость, то это уы и будете воплощать.

Если я буду все время фокусировать сознание на мыслях, полных любви, мира и радости, то какое это будет иметь влияние на жизнь этого тела, о котором я думаю как о своем?

Во-первых, ваше тело-ум будет взаимодействовать с миром с любовью, гармонией и радостью. Вы будете испытывать огромное удовольствие от служения другим людям. Вы будете легко прощать. Ваше тело станет средством выражения любви, гармонии и радости в материальном мире. По сути, это главная роль вашего тела в материальном мире, но оно не единственное средство в вашем распоряжении.

Во-вторых, ваше тело-ум перестанет испытывать страх, потому что вы прекратите создавать страх в своем сознании. Вы не будете бояться даже смерти. Сознание первично и неуязвимо. Поэтому вы будете с любовью заботиться о нем, но не будете бояться его гибели. В любом случае оно не вы. Такое отсутствие страха – это то, что делает возможным видеть сквозь иллюзию материального мира. Когда вы не боитесь ничего, то вы свободны вне зависимости от обстоятельств.

В-третьих, вы обнаружите, что жить становится легче и легче. У вас будет появляться все больше и больше энтузиазма и интереса к жизни. Каждый день будет приносить новые чудесные впечатления. Ваше ощущение времени изменится, и понятия прошлого и будущего станут менее существенными. Все больше и больше вашей осознанности начнет вливаться в текущий момент и оставаться в нем.

И наконец, ваши эмоции станут радостными. Вы будете все время испытывать радость. Ее поток никогда не иссякнет.

Наполнение мыслей любовью, гармонией и радостью дает силы и возможности. Это ключевые составляющие наилучшего, что вы можете воплотить в материальном мире.

Как, с точки зрения субъективной реальности, можно достичь мира на земле?

Сначала рассмотрим подход объективной реальности. Этот подход предполагает, что недостаток мира на земле существует где-то там, где-то отдельно, независимо от вас. Поэтому вы должны использовать свое тело, чтобы взаимодействовать с этими отдельными существами и заставить их сотрудничать. К сожалению, все миллиарды людей в мире вам не подконтрольны, поэтому как бы много вы ни работали, всегда будут люди, не сотрудничающие друг с другом. Следовательно, такой подход никогда не работал и никогда не сработает. Фактически он только поддерживает отсутствие мира на земле. Вы не можете ликвидировать конфликт с помощью конфликта.

Теперь рассмотрим субъективный подход. В этой модели недостаток мира на земле существует, потому что существует недостаток мира в вашем сознании. Поэтому вместо того чтобы сражаться с миром, вы концентрируете все свое внимание на том, чтобы наполнить свое сознание покоем. Вы строите свою жизнь вокруг гармонии. Вы живете и становитесь воплощением гармонии. Вашей мантрой будет мир, мир, мир. Вы будете направлять свою энергию на устранение всех своих мыслей, которые не согласуются с этим. Ролевая модель для того, кем вы стремитесь стать, будет Иисус, высочайший мастер покоя.

В то время как вы работаете над повышением осознанности до совершенного резонанса с состоянием покоя, вы обнаружите, что ваше материальное человеческое тело начинает себя вести во все большем и большем соответствии с этим состоянием. Сначала это происходит на небольшом уровне. Вы перестанете бороться с людьми вокруг. Вы начнете легче прощать. Но чем более спокойным становится ваше сознание, тем больше ваши действия будут воспроизводить покой в материальном мире. Постепенно вы начнете строить свою работу, отношения, окружающее пространство и всю свою жизнь на основе гармонии.

Вы на самом деле станешь очень похожи на Иисуса и в мыслях, и в действиях. Ваше физическое существование будет посвящено служению высшему благу для всех, и вы будете учить безусловной любви, состраданию и прощению. И с помощью физического существования и с помощью творческой силы сознания как целого, вы постепенно обнаружите, что весь материальный мир, шаг за шагом, трансформируется, чтобы резонировать с вашим состоянием внутреннего покоя. Что внутри, то и снаружи.

Если вы хотите создать мир на земле, то сначала должны стать мирным внутри.

В философии под реальностью понимается все существующее в действительности. Различают объективную и субъективную реальность. Объективная реальность - это то, что существует вне сознания человека: пространство, время, движение; субъективную реальность можно определить как явление сознания, ощущения, восприятия человеком чего-либо и все то, что с этим связано.

Для определения объективной реальности, которую человек может ощущать, копировать, фотографировать, отображать (но которая существует вне его сознания и ощущений) в философии существует понятие материи. Условно материю можно разделить на две группы: то, что познано человеком и то, что стоит за гранью его познания, однако это деление очень условно, между тем, очевидна его необходимость: говоря о материи, мы можем анализировать только то, что познано человеком.

Для описания материи выделяют три объективные формы ее существования: движение, пространство, время.

Здесь под движением понимается не только механическое перемещение тел, но и любое взаимодействие, любое изменение состояний объектов - формы движения многообразны и могут переходить из одной в другую. Очень часто мы говорим о движении, противопоставл ему покой, считая их равноправными. Между тем, это глубокое заблуждение: покой носит относительный характер, в то время как движение абсолютно.

Пространство и время - это формы бытия материи. Термином пространство в философии обозначают структуру объектов, их свойство быть протяженными, занимать место среди других. При характеристике пространства употребляют термин бесконечность. Термином врем обозначают длительность существования объектов, направленность их изменения. Две последние категории: пространство и время являются одновременно и относительными, и абсолютными. Они относительны, так как их свойства постоянно меняются, и они абсолютны, так как ни один объект не может существовать вне пространства и времени.

Реальность является ключевым понятием в философии, с ним связан основной вопрос философии: что первично материя или сознание (объективная или субъективная реальность); способен ли человек познавать реальность, окружающую его.

Бытие. Материя и ее атрибуты.

Понятие "бытие" – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует.

Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир.

Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.

Основные формы бытия: материальная, идеальная, бытие человека, бытие социума.

Категория "материя" введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

На разных этапах научного познания существовали различные модели понимания материи:

атомистическая модель (Демокрит);

эфирная модель (Декарт);

вещественная (Гольбах).

Понятие "материя", отражая предельно общие свойства объективного мира, является субстанцией. Не существует материя вообще, как не существует вообще человека, предмета, цвета вообще. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, она есть причина самой себя. Все эти свойства неотделимы от материи и поэтому называются атрибутами. Атрибутами материи являются: движение, пространство, время. Действительно, материя немыслима без движения, точно так же, как движение немыслимо без материи. Если есть движение, то это движение "чего-то" конкретного, а не движение вообще или "само по себе", движение "ничего".

Но движение – это есть всякое изменение, а покой есть понятие относительное, частный случай движения, его момент. Движение поэтому абсолютно.

Движение существует в различных формах: механической, физической, химической, биологической, социальной.

Особой формой движения и изменения является развитие. Развитие это такое количественное и качественное изменение объекта или его состояние, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью.

Пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов. Специфическими свойствами пространства можно назвать характеристики различных материальных систем: симметрия и ассиметрия, их форма и размеры, расстояние между элементами мира, границы между ними.

Время – это всеобщая, объективная форма существования материи, выражающая длительность процессов бытия и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов материальных систем и процессов. Время характеризуется тем, что оно одновременно, ассиметрично и необратимо. Правда, современная физика доказала, что время тесно связанно с пространственными характеристиками материальной системы, что оно зависит, например, от скорости движения, от характера в структуре этой системы, от мощности гравитационных полей и т.д.

Проявление времени и пространства различно в различных формах движения. Поэтому в последнее время выделяют различные типы времени: биологическое, психологическое, социальное.

Марксистская философия.

Родоначальниками философии диалектического материализма считают К. Маркса и Ф. Энгельса. Поэтому часто теорию диалектического материализма называют марксистской философией. Эта философия возникла в середине XIX века в Германии. Её предпосылками и причинами были:

Промышленная революция в ряде стран Европы XYIII – XIX веков, означавшая переход от ручного к машинному труду, социальными последствиями которого были различного рода движения, восстания, забастовки;

Появление на исторической арене новой силы – пролетариата со своими политическими требованиями;

Идеи немецкой классической философии (особенно философии Гегеля и Фейербаха);

Открытия в области естественных наук: эволюционная теория Чарльза Дарвина, учение о клеточном строении организма, закон сохранения и превращения энергии.

Особенности марксистской философии:

Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;

Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный и закономерный;

Не только предпринята попытка объяснить мир, но и разработаны общие методологические основы его преобразования. И как результат, центр философских исследований из области абстрактных рассуждений переносится на область материально – практической деятельности людей;

Воедино увязываются диалектико – материалистические взгляды с интересами пролетариата, всех трудящихся, совпадающими с потребностями общественного развития.

Важным вкладом К. Маркса в философию и общество знание можно считать созданную им теорию прибавочной стоимости, а так же открытие и четкое формулирование теории материалистического понимания истории. По Марксу, общество развивается естественным путем, от одной общественно – экономической формации к другой. Характерные особенности каждой из этих формаций определяются способом производства, в основе которого лежат те или иные производственные отношения. Общество, в котором властвует товарное производство, порождает эксплуатацию и насилие. Уничтожение эксплуатации возможно, но только при помощи пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата на период перехода от капиталистической формации к коммунистической. Коммунизм, по Марксу, - это общественный строй, основанный на общественной собственности на орудия и средства производства, где мерилом свободы человека будет его свободное время.

Следует отметить, что марксистская теория несвободна от недостатков, как и всякая другая. К ним относятся: чрезвычайное преувеличение роли диктатуры пролетариата во всех сферах жизни общества; воинствующий атеизм; абсолютизация законов общественного развития.

Диалектика и ее альтернативы.

Диалектика - одна из древнейших наук о наиболее общих, универсальных законах развития всей действительности. Диалектика выступает методологической основой всех без исключения видов деятельности, является результатом обобщения научного познания и общественной практики во всей истории существования человеческого общества.

Обычно различают объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика представляет собой диалектику внешнего мира - живой и неживой природы, общества, а субъективная диалектика – это диалектика интеллектуальной деятельности, нематериальной сферы действительности. Объективная и субъективная диалектика в общем и целом совпадает одна с другой, так как мышление есть более или менее адекватное отражение внешнего мира.

Говоря о диалектике, можно отметить факт совпадения диалектики с логикой и теорией познания. Под логикой при этом понимается не формальная, а диалектическая логика, которая рассматривается и как Логика, т.е. теория диалектики (результат филогенеза общественного сознания, итог развития философии и науки), и как знание этой теории конкретным человеком (результат развития индивидуального сознания, итог обучения и воспитания конкретного субъекта, формирование у него соответствующих понятий иных структур), и как диалектический метод мышления (следствие использования человеком знаний Логики в каждом конкретном акте мышления).

Таким образом, диалектика выступает и в качестве теории, и всеобщей методологии, и метода мышления, в котором реализуется эта методология.

Диалектический метод мышления и познания противоположен метафизическому, который в силу своей односторонности предполагает рассмотрение объектов вне их подлинной связи и развития. Проявлением метафизического метода мышления является догматизм, эклектика и софистика. Догматизм предполагает абсолютизацию знания, его неизменности при любых обстоятельствах. Эклектика означает произвольное, случайное соединение разнородных, а иногда и логически не совместимых положений.

Софистика. Здесь за правдоподобной формой рассуждения скрывается, затушевываются нарушения требования логики, в том числе и формальной. Ещё древним грекам был известен софизм под названием "рогатый": "Ты имеешь то, что не терял. Ты не терял рогов значит ты их имеешь". За внешней правдоподобностью рассуждения здесь скрывается логическая неточность, допускается нарушение диалектической логики, т.к. говорить, что человек обладает тем, что он не терял, значит допускать явную подтасовку: человек многое не терял, но это не значит, что он это имел.

Из характеристики диалектической логики вытекает то, что любое явление действительности должно рассматриваться с учетом не только всесторонних связей в конкретной обстановке, но и истории его развития. Должен соблюдаться конкретно-исторический подход к анализу явлений. Это требование имеет большое методологическое значения, особенно в связи с широким использованием в современной науке системно- структурного метода.

Как всякая иная наука, диалектика имеет свою структурную организацию: законы, категории, принципы. В этой связи следует отметить громадный вклад в развитие диалектики немецкого философа-идеалиста Гегеля, а также Маркса и Энгельса.

МАТЕРИЯ И ЕЕ АТРИБУТЫ: ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ, ДВИЖЕНИЕ. СИНЕРГЕТИКА И ПРИНЦИП САМОДВИЖЕНИЯ

1. Философское понятие материи……………………………………….………….3

2. Пространство и время…………………………………………………..………...3

3. Движение………………………………………………….……………………….6

Вывод……………………………………………………………………….……….10

Литература………………………………………………...………………………..11

1.Философское понятие материи

Мир является материальным. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность.

От философского понятия материи нужно отличать естественнонаучные и социальные представления о ее видах, структуре и свойствах. Философское понимание материи отражает объективную реальность мира, а естественнонаучные и социальные представления выражают его физические, химические, биологические, социальные свойства. Материя - это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит.

Всеобщими атрибутами и основными способами существования материи являются движение, пространство и время.

2. Пространство и время

Что же такое пространство и время? Пространство и время- это всеобщие формы существования материи. Нет и не может быть материи вне пространства и времени. Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания. Структура и свойства движущейся материи определяют структуру и свойства пространства и времени. Пространство и время зависят не только от материи, но и друг от друга. Это обнаруживается даже при простом механическом перемещении: по положению солнца на небе можно определить время, а для определения координат космического корабля нужно задать время. Более глубоко связь пространства и времени раскрыла теория относительности. Она ввела единое понятие четырехмерного пространства и времени (пространство Минковского). Так данные современного естествознания подтверждают единство материи, движения, пространства и времени.

Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах.

Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.

Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся:

– объективность и независимость от сознания человека;

– их абсолютность как атрибутов материи;

– неразрывная связь друг с другом и движением;

– единство прерывного и непрерывного в их структуре;

– зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах;

– количественная и качественная бесконечность.

Различают монологические (направление, непрерывность, необратимость) и метрические (связанные с измерениями) свойства пространства и времени.

Наряду с общими характеристиками пространства и времени, им свойственны некоторые особенности, которые характеризуют их как различные атрибуты материи, хотя и тесно связанные между собой.

Так, к всеобщим свойствам пространства относятся:

протяженность, т.е. взаимное расположение и существование различных тел, возможность прибавления или уменьшения какого-либо элемента;

связность и непрерывность, которая проявляется физическим воздействием через поля различного характера перемещения тел;

относительная прерывность, т.е. раздельное существование материальных тел, каждому из которых присущи свои границы и размеры.

Общее свойство пространства - это трехмерность, т.е. все материальные процессы происходят в пространстве 3-х измерений. Кроме всеобщих свойств пространство обладает и локальными свойствами. Например, симметрия и асимметрия, месторасположение, расстояние между телами, конкретные формы и размеры. Все эти свойства зависят от структуры и внешней связи тел, скорости их движения, взаимодействия с внешними полями.

Пространство одной материальной системы непрерывно переходит в пространство другой системы, поэтому оно практически незаметно, отсюда его неисчерпаемость как в количественном так и в качественном отношении.

К всеобщим свойствам времени относятся:

– объективность;

– неразрывная связь с атрибутами материи (пространством, движением и др.);

– длительность (выражающая последовательность существования и смены состояний тел) образовывается из возникающих друг за другом моментов времени, которые составляют весь период существования тела от его возникновения и до перехода в другие формы.

Существование каждого тела имеет начало и конец, поэтому время существования этого тела конечно и прерывно. Но при этом материя не возникает из ничего и не уничтожается, а только меняет формы своего бытия. Отсутствие разрывов между моментами и интервалами времени характеризует непрерывность времени. Время одномерно, ассиметрично, необратимо и направлено всегда от прошлого к будущему.

Специфические свойства времени:

– конкретные периоды существования тел (они возникновенны до перехода в иные формы);

– одновременность событий (они всегда относительны);

– ритм процессов, скорость изменения состояний, темп развития процессов, и др.

Но не смотря на индивидуальные свойства, отличающие друг от друга пространство и время, в мире нет материи, которая бы не обладала пространственно-временными свойствами, так же, как время и пространство не существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее. Весь опыт человечества, в том числе данные научных исследований, говорит о том, что нет вечных предметов, процессов и явлений. Даже небесные тела, существующие миллиарды лет, имеют начало и конец, возникают и гибнут. Ведь, погибая или разрушаясь, предметы не исчезают бесследно, а превращаются в другие предметы и явления. Цитата из идей Бердяева подтверждает это: «...Но для философии, существовавшее время, прежде всего, а затем и пространство, есть порождение событий, актов в глубине бытия, до всякой объективности. Первичный акт не предполагает ни времени, ни пространства, он порождает время и пространство». Материя вечна, несотворима и неучтожима. Она существовала всегда и везде, всегда и везде будет существовать.

3. Движение

Существование любого материального объекта возникает только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Изменение в форме обозначены понятием движения.

Философов всегда волновал вопрос о бесконечном многообразии материальных форм. Откуда и как оно произошло? Высказывалось предложение, что это многообразие есть результат активности материи. Большинство мыслителей идеалистического направления объясняли активность вмешательством Бога, одушевляли материю.

Материалистическая философия не признает наличие души в материи и объясняет ее активность взаимодействием вещества и полей. Но, термин «движение» обыденное сознанием понимает как пространственное перемещение тел. В философии такое движение называется механическим. Существуют и более сложные формы движения: физическая, химическая, биологическая, социальная и другие. Так, например, процессами микромира характеризуются взаимодействиями элементарных частиц и субэлементарными взаимодействиями. Галактические взаимодействия и расширение Метагалактики – есть новые формы физического движения материи, неизвестные ранее.

Все формы движения материи взаимосвязаны. Так, например, механическое движение (самое простое), обусловлено процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием гравитационных и электромагнитных полей, сильных и слабых взаимодействий в микромире.

Что же такое движение вообще? Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а так же изменение состояний объектов, вызываемых этим взаимодействием.

Движение – это изменение вообще.

Оно характеризуется тем, что

– неотделимо от материи, поскольку является атрибутом (неотъемлемым существенным свойством объекта, без которого объект не может существовать) материи. Нельзя мыслить материю без движения, как и движение без материи;

– движение объективно, изменения в материю может внести лишь практика;

– движение – есть противоречивое единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности,

– движение никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой – это тоже движение, но такое при котором не нарушатся качественная специфика предмета (особое состояние движения);

Типы движения, наблюдаемые в объективном мире, условно можно разделить на количественные и качественные изменения.

Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве.

Качественные изменения всегда связаны с качественной перестройкой внутренней структурой объектов и превращением их в новые объекты, обладающие новыми свой свойствами. По сути речь идет о развитии. Развитие – это движение, связанное с преобразованием качества предметов, процессов или уровней и форм материи. Развитие разделяется на динамическое и популяционное. Динамическое – осуществляется как усложнение объектов, через раскрытие потенциальных возможностей скрытых в предшествующих качественных состояниях, причем превращения не выходят за рамки существующего вида материи (развитие звезд). При популяционном развитии осуществляется переход от качественных состояний, характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию следующего (переход от неживой природы к живой). Истоком популяционного движения служит самодвижение материи, по принципу ее самоорганизации. Проблема самоорганизации решается научной дисциплиной – синергетикой (Г.Хакен, И. Пригожин, И. Стенгерс).

Перечисленные формы движения материи и их связь с видами материи и их развитием схватывается в следующих принципах:

Каждому уровню организации материи соответствует специфическая форма движения;

Между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших;

Высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим.

Многообразие видов движения получает единство через такие всеобщие формы, как пространство и время.

Существуют качественно разнообразные формы движения материи. Идея о формах движения материи и их взаимосвязей выдвинута Энгельсом. В основу классификации форм движения он положил следующие принципы:

формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения;

между формами движения существует генетическая связь, т.е. форма движения возникает на базе низших форм;

высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.

Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Энгельс выделил 5 форм движения материи и предложил следующую классификацию: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение материи. Современная наука открыла новые уровни организации материи и обнаружила новые формы движения.

Эта классификация к настоящему времени устарела. В частности, сейчас неправомерно физическое движение сводить только к тепловому. Поэтому современная классификация форм движения материи включает:

пространственное перемещение;

– электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;

– гравитационную форму движения;

– сильное (ядерное) взаимодействие;

– слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);

– химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);

– геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах - материках, слоях земной коры и т. д.):

– биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т. д.;

– социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).

Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно вносить свои коррективы и в эту классификацию форм движения материи. Однако, представляется, что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.

Проблема определения сущности материи весьма сложна. Сложность заключается в высокой степени абстрактности самого понятия материи, а также в многообразии различных материальных объектов, форм материи, ее свойств и взаимообусловленностей. Обращая свое внимание на окружающий нас мир, мы видим совокупность разнообразных предметов, вещей. Эти предметы обладают самыми различными свойствами. Одни из них имеют большие размеры, другие - меньшие, одни просты, другие - более сложны, одни постигаемы достаточно полно непосредственно чувственным образом, для проникновения в сущность других необходима абстрагирующая деятельность нашего разума. Отличаются эти предметы и по силе своего воздействия на наши органы чувств.

Материя обладает атрибутом движения, пространства, времени, структурирована.

Понятие бытия и субстанции

Бытие - понятие центральное в философии. Так же как основополагающим в философии является раздел, изучающий бытие или сущее - онтология. Что значит «быть» и что «бытийствует» (Бог, идея?)? Что такое «небытие» или «ничто»? Откуда бытие произошло и куда девается? Вопрос о бытии является отправной точкой, основой всех вопросов, с которыми человек сталкивается при попытке осмыслить мир. Философские учения по-разному отвечали на эти вопросы. Но в одном были едины: «бытие» и «существование» - тождественные понятия.

Бытие - это всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность. То, что проявляется, существует, дано в данный момент, то и «бытийствует». Небытие - это отрицание бытия, то, что нельзя даже помыслить и тем более представить - тогда оно уже будет существовать! Что же существует? Бытие всеобъемлюще, многообразно и бесконечно, как правило, выделяются следующие формы существования бытия: человек (исходная точка отсчета, в существовании себя трудно сомневаться), живая и неживая природа. Они образуют как бы пирамиду, в основании которой находится неживая природа, над ней надстраивается живая природа, а еще выше человек, как единство живой и неживой природы.

Каждая из форм обладает своей спецификой, неповторимой сущностью.

Бытие вещей и процессов неживой природы - это весь естественный и искусственный мир, а также все состояния и явления природы (звезды, планеты, земля, вода, воздух, здания, машины, эхо, радуга и т.д.). Это вся первая (естественная) и вторая (искусственная - созданная человеком) природа, лишенная жизни.

Бытие живой природы включает в себя два уровня. Первый из них представлен живыми неодухотворенными телами, т.е всем тем, что имеет способность к размножению и осуществляет обмен веществ и энергии с окружающей средой, но не обладает сознанием (вся биосфера во всем ее многообразии, представленная фауной и флорой планеты).

Второй - это бытие человека и его сознания, где в свою очередь можно выделить: а) бытие конкретных людей; б) общественное бытие; с) бытие идеального (духовного).

Понятие субстанции. В истории философии для обозначения первоосновы, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, используется предельно широкая категория «субстанция» (от лахєиЬєІапІіа то, что лежит в основе). Представители первых философских школ в качестве первоосновы понимали вещество, из которого состоят все вещи. Как правило, дело сводилось к общепринятым тогда первостихиям: земле, воде, воздуху, огню или мысленным конструкциям, «первокирпичикам» - апейрону, атомам. Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания - постоянного, относительно устойчивого и существующего независимо от чего бы то ни было, к которому бы сводилось все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такими основаниями в философии по большей части выступали: материя, Бог, сознание, идея, флогистон, эфир и т.д.

Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции и, опираясь на нее, выстраивают всю остальную картину мира во всем его многообразии его вещей и явлений, получили название монизм (от греч. monos - одни, единственный). Если в качестве первоосновы берется две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом (от лат. dualis - двойственный). И, наконец, если более двух - плюрализмом (от лат. pluralis - множественный).

Монизм также имеет подвиды: материалистический и идеалистический. Материалистический полагает, что мир един и неделим; он изначально материален, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладает субстанциальной природой и выводятся из материального как его свойство или проявления. Такие подходы в наиболее развитом виде мы обнаруживаем у представителей Милетской школы, Гераклита, Спинозы, Маркса и у его последователей. Идеалистический монизм, наоборот, признает материю производной от чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия. При этом можно выделить как объективно-идеалистический монизм (например, у Платна - это вечные идеи, в средневековой философии - Бог, у Гегеля - саморазвивающаяся «абсолютная идея»), так и субъективно­идеалистический (сознание - по Беркли).

Впервые понятие материя (hyle), встречается у Платона. Материя в его понимании некий лишенный качеств субстрат (материал), из которого образуются тела различной величины и очертаний; она бесформенна, неопределенна, пассивна. В дальнейшем материя, как правило, отождествлялась с конкретным веществом или атомами. По мере развития науки и философии понятие материи постепенно утрачивает чувственно-конкретные черты и становится все более абстрактным. Оно призвано охватить бесконечное многообразие всего реально существующего и несводимого к сознанию.

В диалектико-материалистической философии материя определяется как объективная реальность, данная нам в ощущениях, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Это определение - наиболее принимаемое в современной философской российской литературе. Материя - это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, неисчерпаема и находится в постоянном движении, способна к самоорганизации и отражению. Она есть - causa sui, причина самой себя (Б.Спиноза). Все эти свойства (субстанциальность, неисчерпаемость, неуничтожимость, движение, вечность) неотделимы от материи и потому называются ее атрибутами. Неотделимы от материи так же и ее формы - пространство и время.

Материя - это сложная системная организации. По современным научным данным в структуре материи можно выделить два крупных основных уровня (принцип деления - наличие жизни): неорганическая материя (неживая природа) и органическая материя (живая природа).

Неорганическая природа включает следующие структурные уровни:

1. Элементарные частицы - мельчайшие частицы физической материи (фотоны, протоны, нейтрино и др.), каждая из которых имеет свою античастицу. В настоящее время известно более 300 элементарных частиц (включая античастицы), в том числе и так называемые «виртуальные частицы», существующие в промежуточных состояниях очень короткое время. Характерная особенность элементарных частиц

Способность к взаимным превращениям.

2. Атом - мельчайшая частица химического элемента, сохраняющая его свойства. Он состоит из ядра и электронной оболочки. Ядро атома состоит из протонов и нейтронов.

3. Химический элемент - совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра. Известно 107 химических элементов (19 получены искусственно), из которых состоят все вещества неживой и живой природы.

4. Молекула - наименьшая частица вещества, обладающая всеми его химическими свойствами. Состоит из атомов, соединенных химическими связями.

5. Планеты - наиболее массивные тела Солнечной системы, движущиеся по эллиптическим орбитам вокруг Солнца.

6. Планетные системы.

7. Звезды - светящиеся газовые (плазменные) шары, подобные Солнцу: в них заключена большая часть вещества Вселенной. Образуются из газо-пылевой среды (главным образом из водорода и гелия).

8. Галактики - гигантские до сотен млрд. звезд) звездные системы, в частности, наша Г алактика (Млечный путь), которая содержит более 100 млрд. звезд.

9. Система галактик.

Органическая природа (биосфера, жизнь) имеет следующие уровни (виды самоорганизации):

1. Доклеточный уровень - дезонуклеиновые кислоты, рибонуклеиновые кислоты, белки. Последние - высокомолекулярные органические вещества, построенные из 20 аминокислот, составляют (наряду с нуклеиновыми кислотами) основу жизнедеятельности всех организмов.

2. Клетка - элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех растений и животных.

3. Многоклеточные организмы растительного и животного мира

Отдельные особи или их совокупность.

4. Популяция - совокупность особей одного вида, длительно занимающая определенное пространство и воспроизводящая себя в течение большого числа поколений.

5. Биоценоз - совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих данный участок суши или водоема.

6. Биогеоценоз (экосистема) - однородный участок земной поверхности, единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания.

По размерам материя делится на три уровня:

1. Макромир - совокупность объектов, размерность которых соотносима с масштабом человеческого опыта: пространственные величины выражаются в миллиметрах, сантиметрах, километрах, а время - в секундах, минутах, часах, годах.

2. Микромир - мир предельно малых, непосредственно не наблюдаемых микрообъектов, пространственная размерность которых исчисляется до 10 (-8) - до 16 (-16) см, а время жизни от бесконечности до 10 (-24) сек.

3. Мегамир - мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние в котором измеряется световыми годами (а скорость света 3000000 км/с), а время существования космических объектов - миллионами и миллиардами лет.

Это точка зрения материализма. В отличие от материалистов идеалисты отрицают материю как объективную реальность. Для субъективных идеалистов (Беркли, Мах) материя - это «комплекс ощущений», для объективных идеалистов (Платон, Гегель) - это порождение духа, «инобытие» идеи.

3. Движение и его основные формы. Пространство и время.

В самом широком смысле движение в применении к материи - это «изменение вообще», оно включает в себя все происходящие в мире изменения. Представления о движении как изменении зародились уже в древней философии и развивались по двум основным линиям - материалистической и идеалистической.

Идеалисты под движением понимают не изменения объективной реальности, а изменения чувственных представлений, идей, мыслей. Тем самым делается попытка мыслить движение без материи. В материализме подчеркивается атрибутивный характер движения по отношению к материи (его неотрывность от нее) и первичность движения материи по отношению к изменениям духа. Так, Ф.Бэкон отстаивал мысль о том, что материя полна активности и тесно связана с движением как прирожденным своим свойством.

Движение - атрибут, неотъемлемое свойство материи, они тесно связаны и не существуют друг без друга. Однако, в истории познания имели место попытки оторвать этот атрибут от материи. Так, сторонники «энергетизма» - направления в философии и естествознании, возникшего в конце Х1Х в. - начале ХХ в. пытались все явления природы свести к видоизменениям энергии, лишенной материальной основы, т.е. оторвать движение (а энергия - общая количественная мера различных форм движения материи) от материи. Энергия при этом трактовалась как чисто духовный феномен, и эта «духовная субстанция» провозглашалась основой всего существующего.

Данная концепция несовместима с законом сохранения превращения энергии, согласно которому энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает; она может только переходить из одной формы в другую. А потому движение неуничтожимо и неотрывно от материи.

Материя тесно связана с движением, а оно существует в виде конкретных своих форм. Основными из них являются: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. Впервые эту классификацию предложил Ф. Энгельс, но в настоящее время она претерпела определенную конкретизацию и уточнения. Так, сегодня есть мнения о том, что самостоятельными формами движения являются геологическое, экологическое, планетарное, компьютерное и др.

В современной науке развиваются представления о том, что механическое движение не связано с каким-либо отдельно взятым структурным уровнем организации материи. Это скорее аспект, некоторый срез, характеризующий взаимодействие нескольких таких уровней. Стало необходимым различать также квантово-механическое движение, характеризующее взаимодействие элементарных частиц и атомов, макромеханическое движение макротел.

Существенно обогатились представления о биологической форме движения материи. Были уточнены представления о ее первичных материальных носителях. Кроме белковых молекул, в качестве молекулярного носителя жизни были выделены кислот ДНК и РНК.

Характеризуя формы движения материи и их взаимосвязь, необходимо иметь в виду следующее:

1. Каждая форма качественно специфична, но все они неразрывно связаны и при соответствующих условиях могут переходить вдруг в руга.

2. Простые (низшие) формы являются основой более высоких и сложных форм.

3. Высшие формы движения включают в себя в преобразованном виде низшие формы. Последние являются побочными по отношению к высшей форме, которая обладает своими собственными закономерностями.

4. Недопустимо высшие формы сводить к низшим. Так, сторонники механицизма (XVI1-Х1Х вв.) пытались объяснить все явления природы и общества только с помощью законов классической механики. Механицизм - форма редукционизма, согласно которому высшие формы организации (например, биологические и социальные) могут быть сведены к низшим (например, физическим или химическим) и полностью объяснены только закономерностями последних (например, социал-дарвинизм).

Движение как «изменение вообще» подразделяется не только по своим основным формам, но и по типам. Количество - это внешняя определенность предмета (его величина, объем, размер, темп и т.д);

это изменение, происходящее с предметом, без коренного его преобразования (например, идущий человек). Качество - это коренное преобразование внутренней структуры предмета, его сущности (например, куколка-бабочка, тесто-хлеб). Особый тип движения - развитие. Под развитием понимается необратимое, поступательное, количественно-качественное изменение предмета или явления (например, жизнь человека, движение истории, развитие науки). Может иметь место усложнение структуры, повышение уровня организации предмета или явления, что обычно характеризуется как прогресс. Если же движение происходит в обратном направлении - от более совершенных форм к менее совершенным, то это регресс. Наукой о развитии в его полном виде является диалектика.

Пространство и время. Пространство есть форма бытия материи, которая выражает протяженность, структуру, порядок сосуществования и рядоположенность материальных объектов.

Время - форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений, происходящих с объектами.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени:

1. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые существуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время - к «чистой» длительности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.

2. Реляционная концепция рассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей и без этих вещей сами по себе не существующие (Аристотель, Лейбниц, Гегель).

Субстанциальная и реляционная концепции не связаны однозначно с материалистическим или идеалистическим толкованием мира, обе развивались на той и другой основе. Диалектико­материалистическая концепция пространства и времени была

сформулирована в рамках реляционного подхода.

Пространство и время как формы бытия материи имеют как общие для них свойства, так и характерные для каждой из этих форм. К их всеобщим свойствам относятся: объективность и независимость от сознания человека, их неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей, количественная и качественная бесконечность, вечность. Пространство характеризует протяженность материи, ее структурность, взаимодействие элементов в материальных системах. Оно является непременным условием существования любого материального объекта. Пространство реального бытия трехмерно, однородно и изотропно. Однородность пространство связана с отсутствием в нем «выделенных» каким-либо образом точек. Изотропность пространства означает равноправность в нем любого из возможных направлений.

Время характеризует материальное бытие как вечное и неуничтожимое в своей совокупности. Время одномерно (от настоящего к будущему), ассиметрично и необратимо.

Проявление времени и пространство различно в различных формах движения, поэтому в последнее время выделяют биологическое, психологическое, социальное и другие пространства и время.

Так, например, психологическое время связано с его психическими состояниями, установками и т.п. Время в той или иной ситуации может «замедляться» или, наоборот, «ускоряться», оно «летит» или «тянется». Это субъективное чувство времени.

Биологическое время связано с биоритмами живых организмов, со сменой дня и ночи, со временем года и циклами солнечной активности. Считается также, что существует множество биологических пространств (например, ареалы распространения тех или иных организмов или их популяций).

Социальное время, связанное с развитием человечества, с историей, тоже может ускорять и замедлять свой бег. Особенно это ускорение характерно для ХХ века в связи с научно-технической прогрессом. НТР буквально спрессовало социальное пространство и неимоверно ускорило бег времени, придав взрывной характер развитию общественно-экономических процессов. Планета стала маленькой и тесной для человечества как единого целого, а время перемещения из одного ее конца в другой теперь измеряется часами, что было просто немыслимо еще в прошлом столетии.

В ХХ веке на основе открытии в естественных и точных науках был разрешен спор между этими двумя концепциями. Победила реляционная. Так, Н.Лобачевский пришел к выводу в своей неевклидовой геометрии, что свойства пространства не являются всегда и везде одинаковыми и неизменными, а они изменяются в зависимости от наиболее общих свойств материи. По теории относительности

А.Эйнштейна пространственно-временные свойства тел зависят от скорости их движения (т. е. от показателей материи). Пространственные размеры сокращаются в направлении движения при приближении скорости тела к скорости света в вакууме (300000 км/с), а временные процессы в быстро движущихся системах замедляются. Он доказал также, что вблизи массивных тел время замедляется, как и в центре планет. Этот эффект тем заметнее, чем больше масса небесных тел.

Таким образом, теория относительности А.Эйнштейна показала неразрывную связь между материей, пространством и временем.

4. Диалектика как учение о развитии. Основные законы диалектики.

Диалектика (греч dialextice - вести беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

Различают объективную диалектику, изучающую развитие реального мира (природы и общества) и субъективную диалектику - закономерности диалектического мышления (диалектику понятий).

В истории философии сложились три основных формы диалектики:

а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон Элейский);

б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, на идеалистической основе;

в) материалистическая, основы которой были заложены К.Марксом и Ф. Энгельсом.

Основные принципы диалектики:

Всеобщая взаимосвязь всех явления;

Всеобщность движения и развития;

Источник развития - становление и разрешение противоречий;

Развитие как отрицание;

Противоречивое единство общего и единичного. Сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и др.

Основные законы, описывающие развитие мира и процесс познания - закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположности, закон отрицания отрицания.

Закон перехода количественных изменений в качественные вскрывает всеобщий механизм развития: то каким образом оно происходит. Основные категории законы - качество, количество, мера, скачок.

Сущность закона состоит в следующем. Постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предметов, числа его элементов, пространственных размеров, температура и др.) в определенный момент времени приводит к достижению меры (границы, в рамках которых данное качество остается самим собой, например, для воды - 0-100), происходит качественный скачок (переход от одного качественного состояния к другому, например, вода, достигая температуры 0 гр., превращается в лед), в результате возникает новое качество.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития (противоречие). Все существующее состоит из противоположностей (добро и зло, свет и тьма, наследственность и изменчивость в живой природе, порядок и хаос и т.д.) Противоположности - это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно

а) неразрывно связаны (нет добра без зла, света без тьмы);

б) взаимоисключают друг друга;

в) их борьба - противоречивое взаимодействие дает импульс развитию (порядок рождается их хаоса, добро крепнет в преодолении зла и т.д.).

Суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба, превращение борьбы в неразрешимый (антагонистический) конфликт - противоречие, победа одной их противоположностей (которая в свою очередь тоже представляет собой новое единство противоположностей). Развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, движущей силы их развития.

Закон отрицания отрицания выражает направленность развития и его форму. Его суть: новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается в старое и отрицается все более новым и т.д. Например, смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу), эволюция рода (дети «отрицают» родителей, но сами становятся родителями и их уже «отрицают» их собственные дети, которые в свою очередь становятся родителями и т.д.). Поэтому двойное отрицание - отрицания отрицания.

Важнейшей категорией закона является «отрицание» - отказ развивающейся системой от старого качества. Однако, отрицание это не просто его уничтожение, система должна сохранить собственное единство и преемственность. Поэтому в диалектике отрицание понимается как отказ предшествующей стадии развития (старого качества) с сохранением самых существенных и лучших моментов на новом этапе. Только так можно обеспечить преемственность системы. Как бы основательно не менялись со временем исторические типы экономики, политики и морали, их главные достижения не уходят в прошлое, но сохраняются в дальнейшем развитии системы, пусть и в существенно измененном виде.

Закон отрицания отрицания выражает поступательный, преемственный характер развития и имеет форму спирали, повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому», но уже на более высокой ступени развития.

Ключевые слова и понятия: бытие, материя, субстанция, пространство, время, субстанциальная теория, реляционная, диалектика, субъективная диалектика, объективная диалектика, закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, количество, качество, мера, противоречие, прогресс, регресс, редукционизм, монизм, дуализм, плюрализм, энергетизм.

Публикации по теме